Экологи против строительства китайского мега-порта в Крыму

17 декабря 2013, 10:37
Ни инвестор, ни разработчик не имеют опыта строительства крупных портовых объектов

Каламитский залив. Каждый год песчаные пляжи в районе Евпатории и Сак сокращаются на 80 см. Фото: М. Львовски

Крымские ученые предупредили власти о катастрофических последствиях строительства порта между Николаевкой и Саками.

Как мы уже сообщали, первые работы по реализации масштабного украинско-китайского проекта могут начаться уже в 2014 году. В связи с этим республиканская ассоциация "Экология и мир" во главе с профессором Виктором Тарасенко обратилась к премьер-министру АРК Анатолию Могилеву с просьбой рассмотреть возможность строительства порта в Восточном Крыму: "Натурные наблюдения на пляжах Евпатории, проведенные в 2010—2011 годах, показали, что все исследованные пляжи деградируют в среднем на 80 см в год. Планируемое строительство крупного морпорта в районе озера Кизил-Яр с созданием глубоководного подводного канала неминуемо приведет к активизации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест".

Реклама

Кроме того, пояснил "Сегодня" свою позицию Виктор Тарасенко, работа глобального порта неминуемо связана с загрязнением окружающей среды и нарушением миграции песков, что приведет к эрозиям и их смыву: "А это удар по рекреационному потенциалу Западного Крыма, который по-прежнему имеет уникальные перспективы развития". Восточный Крым, считают ученые, более подходит для строительства мегапорта по целому ряду причин. В первую очередь потому, что он никогда не был курортным: "Конечно, керчанам это может не понравиться, но этот регион, особенно его южная часть, всегда был промышленным. Правда, здесь также придется вести масштабные работы — недостаточная глубина пока не предусматривает возможности захода огромных океанских лайнеров".

Судьбой родных пляжей обеспокоился и мэр Евпатории Андрей Даниленко. По его мнению, порт в Сакском районе построить можно, но только после защиты пляжей региона: "Нужны работы по намыву песка и строительству буновых защитных сооружений. Тем более что при проведении дноуглубительных работ для строительства акватории порта будет выбираться большое количество песка".

КИТАЙЦЫ ПОДОЖДУТ РАЗВЯЗКИ МАЙДАНА

Реклама

По мнению известного крымского политолога Александра Форманчука, все разговоры о строительстве китайского мегапорта на полуострове пока преждевременны: "Должна быть проведена экологическая экспертиза — как в Западном, так и Восточном Крыму. Кроме того, в настоящий момент эти договоренности с Китаем попросту зависли: китайцы люди мудрые и терпеливые, они сейчас смотрят на то, как будут развиваться политические события в Украине. В нынешней ситуации они работать не будут".

Кроме того, считает политолог, украинская сторона оставляет за собой право координировать вопросы строительства порта с Россией, которая после сочинской Олимпиады наверняка будет заинтересована в реализации еще одного масштабного проекта в Крыму — строительстве моста через Керченский пролив, о котором уже говорят почти 15 лет. "Тем не менее Россия также заинтересована в строительстве такого порта — при любом решении о дальнейшем внешнеполитическом курсе географически Украины никуда не денется. Она так и останется территорией между Евросоюзом и неизбежно сформированным в будущем Евразийским союзом", — пояснил Форманчук "Сегодня".

Напомним, что во время недавнего визита в Китай украинской делегации во главе с Виктором Януковичем был подписан меморандум о реализации проекта по строительству мега-порта.