Каким мог бы быть Харьков: соцгород, театр-трансформер и подземные автобаны

23 июня 2014, 13:05
В Харькове осталось много нереализованных строительных проектов

Дом кооперации. По первоначальному замыслу архитекторов, в нынешнем северном корпусе университета должна была разместиться гостиница и почтамт

24 июня 1934-го по предложению ЦК ВКП(б) и Сталина все высшие государственные и партийные учреждения УССР перенесли из Харькова в Киев. "Сегодня" выяснила, какой облик имел бы Харьков сейчас, если бы советские власти воплотили все свои проекты в жизнь. 

ОТГОЛОСКИ СТОЛИЧНОСТИ 

Реклама

Грандиозную стройку развернули в середине 1925-го. Изначально на месте нынешнего главного корпуса ХНУ им. Каразина планировали возвести Дом правительства, когда же построили первый советский небоскреб — железобетонный Госпром — тогдашний Кабмин решили возвести на южный стороне прямоугольной части площади. Всесоюзный конкурс на проект этого здания провели в 1929-м.

"Это значительное событие в архитектурной жизни города осталось известным лишь узкому кругу специалистов, поскольку широкого обсуждения материалов конкурса не было. После подведения итогов их передали в архив Стройкомитета при Совете Народных Комиссаров", — говорит завкафедры реконструкции, реставрации архитектурных объектов ХНУСА Екатерина Черкасова.

Министерские кабинеты планировали разместить в железобетонной шестиэтажке, где планировали соорудить зал для съездов и собраний на 1500 человек, пять малых залов, центральную библиотеку с читальным залом, архив, служебно-административные и жилые помещения для коменданта и обслуживающего персонала. На конкурс поступило 16 проектов в стиле конструктивизма, но ни один из них не приняли к реализации. По словам Черкасовой, конкурс оказался неудачным, ведь проводился в конце лета и всего два месяца, из-за чего в нем не смогли принять участие многие известные архитекторы.

Реклама

На месте ХОГА. Здание ЦК КП(б)У в стиле конструктивизма разрушили во время войны и не восстановили

Множество преобразований и дополнений претерпел Дом кооперации, ныне — северный корпус ХНУ, строительство которого началось в 1929-м. По замыслу авторов первоначального проекта, здание должно было представлять собой сочетание двух 6—7-этажных кирпичных корпусов с центральным 17-этажным башенным корпусом, объединяющим всю композицию. Конкурс решили не объявлять, поскольку времени на разработку новой идеи не осталось.

Реклама

В Доме кооперации были запроектированы залы заседаний, библиотека, гостиница и почтово-телеграфная станция. В начале 1930-х строительство законсервировали, а в 1934-м передали Минобороны под возведение Военно-хозяйственной академии. Проект претерпел изменения: центральный корпус сместили в сторону площади на три метра, а центральная башня снизилась на пять этажей.

В 1932-м на площади появилось здание ВКП(б)У (сейчас здесь расположен Белый дом). Проект не стал новаторским, поскольку перед автором была поставлена задача стилистическая — завершить ансамбль площади конструктивистской постройкой, видоизменив при этом внешний облик двух соседних зданий бывшего губернского земства. Во время войны строение разрушили, позже решили не восстанавливать. Возведенное на этом месте в 1950-х здание обкома КПУ выдержано в соответствии с идеологией архитектуры сталинского классицизма.

Проект. В 1929-м памятник хотели поставить в центре площади

В конце 1920—1930-х предложения застройки и реконструкции площади были сами разные. Одним из знаковых, но малоизвестным Черкасова называет проект 1929-го, согласно которому памятник Ленину хотели разместить в центре круглой части площади. Сам монумент предлагали водрузить на постамент в виде спирали. "Спираль как символ развития и пространства, это четвертое измерение, которое появилось в архитектурном мышлении в начале ХХ века. В Харькове этой идее соответствует композиция памятника Шевченко, которая тоже развивается по спирали", — добавила Черкасова. 

СОЦГОРОД: БЕЗ ОПЕРЫ И ПЕРЕХОДОВ 

Нынешний район ХТЗ, который пользуется неблагополучной славой криминального района, изначально должен был стать городом будущего. В соцгородке "Новый Харьков", который в 1929-м начали проектировать специалисты бюро НКВД СССР планировали возвести прямоугольные кварталы. Зодчие проектировали скорее не квартиры, а гостиничные номера: для семейных пар возводили комнаты лишь с ванными комнатами, одинокие горожане жили даже без рукомойников в апартаментах. Кухонь не было, ведь по замыслу, обедать и ужинать люди должны были в специальных столовых, которые для удобства соединяли с жилыми корпусами стеклянными переходами. Таким образом, жители городка могли отвести в детский сад детей и позавтракать, не выходя на улицу.

Город будущего. Проектировали специалисты НКВД

"Каждый квартал должен был представлять собой единый замкнутый комплекс", — рассказывает архитектор Екатерина Черкасова.

Первую очередь поселка в пять кварталов возвели в рекордные сроки. В процессе стройки проект претерпел изменения: ради экономии вместо плоских крыш построили скатные, а теплые переходы между корпусами так и не появились. К 1933-м первые жильцы въехали в апартаменты. Район застраивали и в послевоенные годы, но реализовать удалось не все. Так, ХТЗ остался без музея, оперного театра и планетария. 

ГЕНПЛАН: МЕТРО И ПОДЗЕМНЫЕ ТРАССЫ 

С 1931-го по 1933-й специалисты Госинститута проектирования городов разработали генплан Харькова. "Проект был грандиознейший, по сравнению с более поздними планами. Он содержал предложения по реконструкции старого центра, долины рек Харьков, Лопань, основных площадей", — рассказала Екатерина Черкасова.

По генплану. В районе Саржиного Яра — многоуровневая развязка

Уже тогда зодчие предлагали кардинально решить транспортные проблемы, проектируя подземные автотоннели, которые связывали бы разные части города. В 1931-м планировали начать строительство метро, для чего в 1933-м провели геологические разведки. "Материалы этих разведок в 1960-е вошли в основу проектирования существующего метро. Если бы Харьков остался столицей, оно могло появиться раньше 1975-го", — предполагает секретарь городской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый. По генплану пр-т Ленина должен был проходить через улицу Шевченко и соединяться с Московским проспектом.

Проект утвердили лишь в 1938-м, после утверждения генплана Москвы. Постепенно он реализовывался в послевоенные годы. По словам Черкасовой, план соцреконструкции Харькова 1930-х стал значительным этапом в градостроительной практике Украины первой половины ХХ века, предвосхитив основные направления развития города в последующие десятилетия. 

СТАДИОН НА 45 000 МЕСТ 

В 1930-м в Харькове решили построить крупнейший в Украине Республиканский стадион им. Петровского. Под него отвели территорию, где сейчас находится Дворец спорта и недостроенная пока баскетбольная арена. Смелый проект предполагал наличие спортзалов с открытым бассейном, военным и детским городком, трибунами на 45 000 зрителей (для примера: стадион "Металлист" вмещает 40 000).

Масштабная арена. На трибунах хотели разместить 45 000 зрителей

Стройку, которую начали в июле 1931-го, планировали вести стахановскими темпами, чтобы в 1932-м провести на арене вторую Всесоюзную спартакиаду СССР, а в 1933-м — этапы Всемирной спартакиады. За полтора месяца 350 рабочих выполнили 60% земляных работ, но голод в Украине и перевод столицы в Киев заставили снизить темпы строительства, а затем и вовсе его прекратить.

Позже здесь проводили мотокроссы, горожане выгуливали собак и выращивали овощи-фрукты на небольших огородах. Но даже спустя 84 года на интернет-картах, сделанных со спутника, можно увидеть дугообразные углубления в земле, которые вырыли для возведения фундамента под трибуны. 

В это время конструктивизм перестал диктовать архитектурную моду, потому многие здания изменили облик. Так, на стадии завершения строительства кардинально переработали Краснозаводский театр, ныне — ДК ХЭМЗ. "Проект был очень значительный, но конструктивизм осудили, и здание построили в стиле новой, сталинской архитектуры", — рассказала Екатерина Черкасова. Первоначальные росписи интерьеров, выполнявшиеся на протяжении трех лет, уничтожили. 

ТЕАТР: ТАНКИ ЧЕРЕЗ СЦЕНУ 

Если бы Харьков остался столицей, центр города выглядел бы совершенно иначе, а на месте нынешнего сквера с Зеркальной струей высился бы самый грандиозный в стране театр массового музыкального действа на 4000 зрителей (для примера, два зала ХНАТОБа вмещают всего 2000).

Проект-победитель. Амфитеатр со сценой-трансформером мог вместить 6000 зрителей

По условиям конкурса, который объявили в 1930-м, здание должно было быть оригинальным и необычным, а сценографическая организация — позволять проводить не только представления, но даже массовые демонстрации. Конкурс вызвал небывалый ажиотаж: архитекторы прислали 143 проекта, были предложения от немцев, французов, шведов, итальянцев, японцев и американцев.

"Такого количественного и качественного размаха конкурсных проектных идей на то время почти не было. Например, при проведении конкурса на проект Госпрома было подано всего 17 проектов отечественных зодчих", — рассказала доцент кафедры архитектуры зданий и сооружений ХНУГХ Елена Дудка.

Большинство зодчих предлагали соорудить театр в господст­вующем тогда стиле конструктивизма, а вот японский архитектор Кавакита прислал смелую для того времени идею, разработав два десятка вариантов трансформации сцены и предложив зрителям подниматься на лифтах на высоту 11-го этажа. Другие авторы предлагали снабдить храм Мельпомены имита­торами звука и распространителями запаха. 

Но победил в конкурсе проект отечественных архитекторов братьев Весниных со сценой-трансформером, которая позволяла вполовину увеличить количество мест для зрителей. Как рассказала Елена Дудка, по замыслу сцена состояла из трех частей и менялась в зависимости от характера постановки. А в нужный момент через театр, соединенный с ул. Сумской пандусами, могли бы проходить колонны демонстрантов и даже проехать небольшой танк или броневик. Фойе вокруг зала должно было стать киногалереей. 

Для реализации мега-проекта уже подготовили площадку, сравняв с землей Мироносицкую церковь и здания по периметру, но планы остались лишь на бумаге. По официальной версии — из-за переноса столицы в Киев, но пресса того времени писала, что деньги попросту растратили. Однако напоминание о грандиозных планах все же осталось: на фундаменте актерских и вспомогательных помещений, который успели построить, позже возвели жилую пятиэтажку, на первом этаже которого сейчас находится Муниципальная галерея.