Евтушенко приехал в Харьков

6 июня 2008, 18:14
Известный поэт вспоминал перестройку и хвастался новыми книгами.

фото А.Пайсов

Евгений Евтушенко посетил Харьков в день рождения Пушкина и украинской журналистики. У памятника первому он читал стихи, посвященные вторым, призывал к интернационализму, потрясал новой толстой книгой и разноцветной кепкой.

К памятнику Евгений Александрович немного опоздал. Томясь в ожидании, любители поэзии развлекали себя, как могли. Кто-то вспоминал стихи Евтушенко, кто-то — свои. Организованные пресс-службой одной из партий студенты с розочками и шпаргалками в руках читали Пушкина. Аудитория активно подсказывала слова. Когда "домашние заготовки" закончились, на сцену потянулись волонтеры. В конце концов, публика так увлеклась стихами о ежике в исполнении белокурой артистки лет пяти, что чуть не пропустила того, кого все это время ждала.

Реклама

МЭТР. Евтушенко вышел из машины и почему-то пошел мимо памятника и толпы поклонников, а на попытку корректировать маршрут отрезал: "Я зайду!" Зайти, как выяснилось, он намеревался в книжный магазин "Поэзия". Продавщица не удивилась, даже напротив, кокетливо нахмурилась: "Что же вы, Евгений Александрович, так долго не едете! Обещали зимой…" Неубедительно оправдавшись, Евтушенко осмотрел прилавок, отметил, что его книг здесь нет, и достал из сумки увесистый том "Весь Евтушенко". "Здесь не весь Евтушенко, а отфильтрованный, — признался поэт и самокритично добавил, — я сам его фильтровал. Потому что, кажется, никто не написал столько плохих стихов, сколько я". Книжку продавщице, правда, не подарил, только дал подержать и взял обещание заказать партию таких же в издательстве. Сообщил, кстати, что 18 июля, как раз к 75-летнему юбилею, выйдет первый том антологии "Десять веков русской поэзии", которую поэт собирал больше 20 лет. И вышел на воздух.

СТИХИ. Отдав традиционную (в виде букета цветов) дань памяти Первому Поэту, Евгений Александрович пообещал прочесть несколько новых стихов о нем. Но оказалось, что в большую книгу эти стихи не вошли, и большинство мыслей о том, каково место стихотворца в нынешнем мире, поэт высказал в прозе. Что было тоже вполне поэтично. То снимая, то надевая очки и кепку, то прищуриваясь, то выпучивая глаза, размахивая руками и распечатками еще не опубликованных творений, Евтушенко ликовал, негодовал, увещевал и просвещал. Он говорил, как противны ему националисты всех мастей и как приятны культурные люди, скольких единомышленников он нашел среди американских студентов. Вспоминал романтические 60-е и боевые 90-е. Сокрушался, что поэты в России (и не только) перестали быть "больше, чем поэтами", что вся гражданственность ушла в журналистику. И окончательно войдя в образ пророка, благословил лучших и храбрейших представителей "второй древнейшей" стихами "Свинцовый гонорар". "А почему в этот день вы приехали именно в Харьков?" — подскочила к поэту журналистка. "Вы не знаете, что я был харьковским депутатом, что это мой второй родной город?!" — взревел мэтр и отказался продолжать общение. А может, он просто устал: ведь вечером его ждал полный зал театра имени Пушкина.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Евгений Евтушенко рассыпал жемчужины, которые журналисты едва успевали подбирать.
"Я любил стремительно: только напишу стих — сразу нужно опубликовать. Так же и с женщинами. Самые долгие романы получались с теми, кто отвечал взаимностью сразу".
"Настоящих поэтов в России сейчас нет. Если бы были, они бы собирали стадионы, как собирали их мы в 60-е годы".
"Когда били Коротича и Ваню Драча — моих товарищей, я вступался за них, потому что они защищали свою культуру. Но я не люблю ни русских, ни украинских националистов, ни еврейских, ни арабских! Люди могут освободиться, только собравшись всем миром".

Реклама

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ о визите поэта в Харьков.