Гибридная война: как Украине выиграть битву на Донбассе

26 января 2015, 12:34
По мнению Владимира Горбулина, нашей стране необходимо защищать объекты энергетики, сдерживать военную агрессию и дать отпор в информационной схватке

Украина должна дать отпор в том числе военными методами. Фото AFP

Информационная война, в которой Украина вынуждена противостоять России, не менее важна, чем боевые действия на Востоке, пишет советник президента, директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин в статье для "ZN.UA".

"Хотя военная составляющая конфликта объективно остается основным фактором ее развертывания, масштабы применения информационной составляющей все больше увеличиваются", – полагает Горбулин.

Реклама

Информационная война идет сразу по нескольким фронтам, один из главных – в зоне конфликта. В самом начале марта 2014 года после прихода в Крым "зеленых человечков" украинские телеканалы были отключены из эфира – вместо них транслировался сигнал российских. Аналогично поступили и боевики на Донбассе: как только получили доступ к оборудованию, прекратили вещание украинского ТВ. Еще один важнейший фронт – массовая информационная кампания, направленная на граждан страны-агрессора, а завершает информационную битву пропаганда, рассчитанная на международное сообщество.

По мнению Горбулина, тактику в медийном противостоянии специалисты-информационщики справедливо характеризуют как "войну смыслов", в которой используются образы того, чего в реальности не существует. "Примером таких симулякров являются: "фашисты в Киеве", "зверства карательных батальонов", "распятые мальчики". Однако полностью завоевать информационное пространство России не удалось", – уверен советник президента Украины. Многие заявления быстро опровергали сами интернет-пользователи, "которые все чаще становятся "рядовыми информационных войн".

В военной сфере, по мнению Горбулина, приоритетный характер приобрели действия российских разведывательно-диверсионных групп, совершение террористических актов и применение партизанских методов борьбы с вовлечением в них так называемых ополченцев из местного населения и криминалитета, а также наемников. "Применяются против украинской армии и батальонные тактические группы российских войск. В частности, это наблюдалось в боях под Иловайском во второй половине августа", – пишет советник Порошенко.

Реклама

По его мнению, на юге Украины есть риск возникновения второго фронта для создания сухопутного коридора из России в Крым.

Советник Порошенко уверен, что кроме сугубо классических военных методов Россия едва ли не впервые масштабно использовала концепцию "войны трех кварталов". В рамках такого противостояния "современный воин" должен быть готов в одном квартале вести общевойсковой бой, во втором — осуществлять полицейские функции, в третьем — выполнять гуманитарные миссии.

Горбулин привел в пример "зеленых человечков" в Крыму, которые вначале исполняли "квазигуманитарную миссию" по обеспечению "прав русскоязычного населения", постепенно взялись за выполнение функций квазиполицейских, а затем перешли к силовому навязыванию.

Реклама

Важным элементом ведения "гибридной войны", по мнению Горбулина, является влияние на экономику, при этом предметом особого внимания он считает энергетическую инфраструктуру. "Ее захват (или разрушение) не только наносит значительный экономический ущерб, но и угрожает устойчивому функционированию системы жизнеобеспечения общества в целом", – пишет директор Национального института стратегических исследований.

Энергетическая инфраструктура может косвенно нести угрозу объектам, расположенным далеко от места непосредственной атаки. "Целенаправленными действиями фактически были разрушены многие угледобывающие предприятия, блокировалась и разрушалась транспортная инфраструктура. В свою очередь, это привело к проблемам с поставкой уже добытого угля потребителям, прежде всего — на тепловые электростанции, что стало вызовом для стабильного функционирования всей объединенной энергетической системы Украины. Как следствие ухудшилась и социально-экономическая ситуация не только в восточных областях, но и во всей Украине. Кроме того, это сформировало долгосрочный вызов энергетической безопасности государства в целом", – считает Владимир Горбулин.

Он также привел в пример действия в энергетической сфере в других странах: почти синхронные подрывы энергетической инфраструктуры, которые прекратили поставки природного газа и электроэнергии в Грузию в январе 2006 г; взрыв на газопроводе в Туркменистане в апреле 2009 г, который помог России приостановить действие неудобного для нее договора с Туркменистаном.

Как Украине выиграть "гибридную войну"

По мнению Владимира Горбулина, для победы Украине необходимо выиграть политическую битву – не поддаться на навязывание нашей стране внешней воли, при этом истощив противника.

На информационном фронте реакция на агрессию должна стать более целостной, уверен Горбулин. Многое здесь зависит от медиа-сектора и общественных активистов, поскольку львиную долю пропаганды государство ограничить часто не в состоянии. С другой стороны, Украине необходимо создать эффективное вещание на иностранную аудиторию, поскольку МИД не сможет закрыть все проблемные направления.

Однако на данном этапе основной задачей является дать эффективный ответ на военную агрессию против нашего государства. В этой сфере, как считает советник президента, многое будет зависеть от внешних факторов, в том числе от поддержки со стороны партнеров.

В то же время, нашей стране необходимо сформировать систему анализа угроз и защиты критической инфраструктуры. По мнению советника Порошенко, защита объектов энергетической инфраструктуры, особенно в районе боевых действий, должна стать одним из приоритетов для государства. Для эффективной работы объектов энергетики нужно объединить усилия органов государственной власти, частного сектора, местных властей и населения.