Харьковчане исследуют Донбасс и могут создать план для разведчика всего за день

20 октября 2014, 05:11
Специалисты наносят на карты пункты дислокации террористов на Донбассе

Фото: А. Макаренко и О. Плаксий

Реклама

Несмотря на развитие современных средств навигации, в полевых условиях украинские военные неразлучны с топографическими картами, которые, оказывается, создают в Харьковe. В центре города находится одно из основных подразделений топографической службы Вооруженных сил Украины — Харьковская военно-картографическая часть, сотрудники которой в мирное время создавали планы местности для 40 других военных частей страны, а с начала антитеррористической операции наносят на карты пункты дислокации террористов на Донбассе.

Как рассказали "Сегодня" военные картографы, они были одними из первых, кто попал в зону АТО, когда операция еще только начиналась. Тогда армия столкнулась с тем, что практически все карты Донбасса устарели.

"Топографическую службу постоянно сокращали, и карты долгое время не обновляли. К примеру, планы местности малонаселенных районов должны обновляться раз в 10 лет, а густонаселенных — раз в пять лет. Свежих карт Донбасса почти не было, ведь никто не ожидал начала боевых действий. До этого внимание уделяли, в основном, западной части Украины: почему-то всегда считали, что наш вероятный противник находится здесь, а оказалось, что он за спиной", — рассказывает замкомандира части, главный инженер Михаил Соловьев.

Реклама

Тогда картографам пришлось оперативно вносить изменения в карты Донбасса, указывая новые здания, мосты, дамбы, а также блокпосты и базы террористов.

За время АТО харьковские военнослужащие изготовили около 200 000 топографических карт и геодезических планов, создание которых состоит из нескольких этапов. Первым делом наши специалисты едут в Донбасс, чтобы исследовать местность и внести изменения, после чего оригинал в виде чертежа отправляют в харьковскую часть. Здесь в нескольких кабинетах, оборудованных компьютерами и спецтехникой, его сканируют, подгоняют под нужный размер листа и оцифровывают, нанося все элементы на карту уже в электронном виде. Только после проверки девятью разными людьми карты отправляют в печать в другую военную часть. А в зону АТО их доставляют на специальном топографическом автомобиле, в котором все экземпляры, промаркированные бирками, раскладывают по полкам в специальный шкаф.

"Самое сложное — выполнить задачу оперативно. Бывало такое, что над картами трудились по двое-трое суток, не уходя со службы и работая по ночам", — объясняет Михаил Соловьев.

Реклама

Создают харьковские картографы и фотопланы городов Донбасса, для чего за основу берут снимки со спутника. К слову, такими планами-схемами часто пользуются разведчики, причем карты нужны им оперативно, так что приходится справляться за день, а то и меньше. Кроме того, наши специалисты создают карты, в которых прогнозируют, что произойдет в случае катаклизмов или диверсий, к примеру, в результате подрыва плотины.

В зоне АТО уже побывало 40% личного состава Харьковской военно-картографической части. На Донбассе наши специалисты работают в мобильных пунктах — машинах, внутри которых есть все необходимое для работы: столы, ноутбуки и принтер, при помощи которых "срочные" карты печатают прямо на месте.

"В день приезда нам приходилось обустраиваться, печатать карты и тут же выдавать их. А так как чертежи создавали в полевых условиях, иногда были перебои с электричеством", — вспоминает первые дни в зоне АТО начальник отделения технического контроля Виктор Шишкин.

"С нами связаны все войска и даже навигационные приборы. Для каждого рода войск у нас свой расчет координат, под каждого нужно подстроиться, узнать, что конкретно им нужно и какие приборы они используют", — добавляет майор.

Так, для взвода или роты нужны карты крупного масштаба, летчикам — планы поменьше, а ракетчикам — еще меньше, поскольку последних интересуют не отдельные строения, а массивы в целом.

Харьковские военные поделились с "Сегодня", что кроме создания карт зоны АТО они возьмутся за демаркацию границы с РФ. Создание крупномасштабной топографической карты пограничной полосы, по словам замкомандира военно-картографической части Михаила Соловьева, — очень масштабная работа, так как, к примеру, на демаркацию границы с Венгрией, которая во много раз меньше, ушло порядка десяти лет.

Напомним, "Мужики не унывают, травят анекдоты, воюют": репортаж от Mustang Wanted из донецкого аэропорта.