Гетто в Крыму: люди живут без прописки, света, воды и страдают от вони мусорников

19 апреля 2012, 14:14
Жители поселка Каменка не могут ни лечиться, ни голосовать, ни позвонить участковому

Дороги. Асфальта здесь не видели со дня основания массива — во время дождя люди плавают в грязи. Фото А. Лохвицкий

Свое гетто есть не только в Нью-Йорке, но и в Симферополе. Именно так прозвали поселок Каменка, в марте прославившийся на всю страну жуткой смертью 26-летней Насти Салтановой, найденной утром на улице изнасилованной, раздетой и умирающей в муках от укусов собак. Пока милиция ведет следствие, а за решеткой сидят двое подозреваемых парней (тоже жителей Каменки), местные признаются: "Жить в населенном пункте, начавшем существование вместе с так называемыми Коллективными садами, стало еще страшнее".

Проблема самой бедной части пригорода крымской столицы — в ее статусе дачного поселка, не позволяющего обитателям добиться права прописаться в собственных домах. Себя они называют "полугражданами", не имеют возможности голосовать на выборах, получать медицинскую помощь — ни в одном лечебном учреждении их не хотят принимать, ссылаясь на отсутствие конкретного адреса.

Реклама

"У нас в пяти тысячах из восьми тысяч дворов постоянно проживают люди, не меньше 15 тысяч человек. Отсюда они ходят на учебу, ездят на работу, женятся, рожают детей. Помните, как в той песне из 90-х годов "Городок": "Где без спросу ходят в гости, где рождение справляют и навеки провожают всем двором… — рассказывает пенсионерка Нина Ивановна. — Однако же де-факто мы существуем, а де-юре — нас нет. Все потому, что городской совет не может или не хочет придать Каменке статус поселка. Почему? Нам трудно сказать. Знаете, где приходится многим из нас прописываться? Каждые полгода — в Центре учета бездомных граждан, в приюте. Получается, дома у нас есть, но нас можно совершенно спокойно считать бомжами". Вот и выходит, жалуются местные жители, нет людей — нет проблем у чиновников.

Условия. Ни света, ни воды. Фото А. Лохвицкий

Реклама

"В 1983 году решением Верховного Совета УССР дачный массив был включен в черту города Симферополя, стал относиться к Киевскому району. Все в горисполкоме прекрасно знают об этом, но никто ничего не хочет делать. За придание Каменке статуса жилого района крымской столицы мы начали бороться минимум десять лет назад. Тогда по поручению одного из вице-премьер-министров автономии, юридическим управлением Совета министров для городского совета была подготовлена пояснительная записка, как и что нужно сделать по решению нашего вопроса, — вспоминает активист Виктор Подвысоцкий. — Чиновникам предложили сделать Каменку по типу ГРЭСовского поселка, входящего в состав Симферополя. Однако с тех пор так ничего и не изменилось. Поскольку в горсовете начали тянуть быка за хвост и выступать: "Этого сделать нельзя, поскольку у вас улицы узкие". Были и другие тому подобные отговорки". По словам общественника, в 90-е годы вопрос по Каменке остро не стоял, так как массив был по сути садово-огородническим, земля здесь выделялась под дачи. Но в дальнейшем, когда власти перестали обеспечивать людей жильем, сюда стали перебираться старики, отдававшие свои квартиры детям, или те, кто хотел построить здесь себе домики и спокойно в них жить.

Свалка. Мусор отсюда круглый год разносит по улицам ветер. Фото А. Лохвицкий

Реклама

МУСОРНЫЙ ВЕТЕР. Вторая проблема дачного массива — близкое расположение городской свалки, куда ежедневно десятки машин свозят сотни тонн мусора. Они частенько (особенно в жаркую и сухую погоду) загораются из-за воспламенения газа, получающегося в процессе гниения отходов. Больше всего страдают в пригороде от ветра. Малейшее его дуновение приносит тошнотворную, спирающую дыхание вонь. "Летом окна открыть невозможно — задыхаемся. То гарь, то просто "запашок". И ладно бы только неприятные ощущения, но такой воздух на здоровье влияет серьезно: голова болит, часто возникает рвота, расстройство желудка. Детей не успеваем водить к врачам, с работы постоянно отпрашиваемся, чтобы в больницу попасть. И ведь никаких больничных или отгулов", — сетует молодая мама Ирина Волович, воспитывающая пятилетнюю дочь. Однако в городском совете Симферополя уверяют, что ситуация с полигоном твердых бытовых отходов не такая критическая, как рассказывают люди: после того, как свалкой начало заниматься совместное украинско-словацкое предприятие "Симэко", проблем стало гораздо меньше. Во всяком случае, число возгораний сократилось, на месте постоянно дежурит пожарная бригада, готовая погасить огонь. К тому же саму мусорку как отслужившую свой срок закроют и прекратят принимать ТБО, а уже имеющиеся твердые бытовые отходы утилизируют после постройки современного перерабатывающего завода.

Пустые дома. Облюбованы бомжами. Фото А. Лохвицкий

БЕССТРАЖИЕ ПОРЯДКА. Еще одна головная боль всей Каменки — отсутствие постоянного патрулирования улиц правоохранителями и опорного пункта милиции. "Скандалами и драками занимается участковый, который появляется здесь один или два раза в неделю, а все остальное время сидит у себя в кабинете где-то возле автотранспортного техникума на проспекте Победы", — рассказывают жители дачного массива. По их же словам, они не знают его в лицо, нет и номера телефона, так что связаться со стражем порядка весьма и весьма затруднительно.

"У нас-то кроме обычных людей кто еще живет? Отсидевшие на зоне товарищи, которым некуда деваться, беглые заключенные, которые селятся в заброшенных домах", — недоволен местный житель Сергей Геннадьевич. Он показывает рукой на маленькие домики, больше похожие на скворечники из-за уж очень скромных размеров, с разбитыми окнами, с заржавевшими замками на воротах и входных дверях. "По ночам контингент, обитающий здесь, промышляет грабежами, воровством, изнасилованиями, убийствами. Алкашня здешняя — в горле костью: нигде не работают, пьют с утра до вечера. Страшно же им под пьяную руку или под нож попасть", — продолжает местный.

ЗАММЭРА: "ТО, ГДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ, ТРУДНО НАЗВАТЬ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ"

По словам вице-мэра Симферополя Игоря Скуцкого, проблемы Каменки в городском совете знают и давно ломают голову, как их решить, ведь в массиве проживает около 12—15 тыс. человек. Однако одним махом все сделать невозможно. "Большинство проблем возникло потому, что тамошняя земля не имеет статуса городской общественной застройки, нет возможности зарегистрировать людей, ведь многие их места жительства, согласно законам, трудно назвать жилыми домами. Они не соответствуют санитарным и строительным нормам: где-то нет электричества, где-то — воды, где-то — канализации, где-то — всего этого вместе, — подчеркивает чиновник. — Но в силах горсовета изменить статус Каменки, внеся изменения в Генеральный план застройки столицы, а после подать их на утверждение Кабинета министров Украины. Чтобы узнать, можно ли это сделать, мы предусмотрели в местном бюджете 100 тыс. грн на выполнение градостроительной документации. А по ней будем определять, можно ли делать проект жилой застройки и на его основании изменять статус земли. Правда, жителям массива придется вновь получать госакты на участки, меняя их назначение с садоводческого на жилое, вводить в эксплуатацию свои строения и получать на них право пользования".

Как пояснил зам городского головы, градостроительная документация может быть подготовлена уже к концу текущего года, но есть загвоздка: каждый член садоводческих товариществ (а их около 100) должен дать разрешение на проведение таких работ.