Гитлер по-украински и ловелас в юбке

17 ноября 2008, 12:17
Две премьеры в Одессе. В музкомедии Дон Жуан носит каблуки, а в Украинском театре просят милостыню в партере.

Дон Жуан. В музкомедии звучало танго, фламенко и даже джаз, фото О. Шапаренко

На выходных в одесских театрах показали две премьеры, которых с нетерпением ожидали театралы: в музкомедии наконец рассказали о похождениях Дон Жуана, а на сцене Украинского театра показали детище итальянского режиссера Алессио Бергамо "Карьера Артура Уи". Несмотря на то что работы абсолютно разные, их объединяло одно — главные мужские роли исполнили дамы.

В первой постановке можно было лицезреть все козыри музкомедии: пышное действо, многочисленную массовку, яркие номера. Драматург Самуил Алешин и композитор Марк Самойлов написали пьесу еще в далеком 1971 году, и с тех пор им пришлось посмотреть ее в несметном числе трактовок. На этот раз хрестоматийный сюжет показывал по-своему режиссер Владимир Подгородинский. Коварный обольститель в исполнении Ольги Оганезовой мастерски управляется со шпагой и довольно естественно чувствует себя в замшевых сапогах на высоких каблуках. Музыка к спектаклю просто поражает меломанов — здесь есть и танго, и фламенко, и даже джаз, за что дирижеру Владимиру Дикому публика аплодировала особенно щедро.

Реклама

ХОЛОДНО.День спустя весь театральный бомонд можно было встретить уже в стенах Украинского театра, где давали премьеру Алессио Бергамо "Карьера" по произведению Брехта "Карьера Артура Уи, которой могло не быть".

Зрители занимали свои места в партере, рассаживаясь прямо в верхней одежде, так как сами работники гардероба советовали не раздеваться, объясняя, что в театре не топят. Прохладным можно было назвать и отношение публики к первой половине спектакля, перегруженной диалогами на украинском языке, смысл которых не всегда долетал до середины зала. Некоторые зрители стали уходить прямо во время действия. Ну а тех, кто дождался развития сюжетной линии, ожидало приятное удивление и оригинальная постановка. Задумке режиссера не помешало отсутствие ярких декораций и пышных нарядов.

Происходящее на сцене синхронно дублируется на большом экране и разбавляется отрывками из фильма "Великий диктатор" с Чарли Чаплином, ведь смысл картины отображает сюжетную линию постановки Алессио. Во время сцены городского собрания происходит поджог здания, и тут же в партере раздается оглушительный рев сирены и в зал валит густой дым. Вдова гангстера спускается в зал и собирает пожертвования прямо у зрителей, которые щедро бросают мелочь в копилку. Собрание торговцев происходит также в партере, неожиданно с мест встают люди и кидают реплики героям на сцене, здесь же, между рядами, преступники гонятся за женщиной, а догнав — расстреливают. В антракте зрителей преследует монашка, которая раздает листовки и в рупор советует ознакомиться с завещанием одного из персонажей. Но больше всего театралов напугало "убийство" торговки — спасаясь от пистолетов, она обращается к залу с балкона галерки на третьем этаже, но и здесь бандиты ее находят: несколько выстрелов, и даму сбрасывают вниз… Когда же зрители, схватившись за сердце, приходят в себя, то понимают, что вниз рухнула, конечно же, кукла.

Реклама

Беззаконие, предательство, гангстерские разборки и жажда власти — в этом спектакле есть все. Более того, действие происходит во время кризиса, когда предпринимателям не дают кредитов. Это история борьбы банды чикагских гангстеров за владением трестом "Цветная капуста". На пути к власти они не останавливаются ни перед чем. "Спiввiтчизники, товариши, любi друзi…", — обращается Артур Уи к горожанам. Он идет по головам и поднимается из низов к вершинам во время кризиса в его родной стране. Пьеса была написана в 1941 году.

Режиссер, верный идее Брехта, показал злую карикатуру на Гитлера, но вместе с тем — на любое общество, которое добровольно, шаг за шагом, отдает себя во власть ничтожества. "Да, это произведение о власти, но я об украинской политике ничего не знаю и знать не хочу, — говорит Бергамо. — Просто я убежден, что в мире все проблемы власти — общие. В нашей постановке люди пытаются спасти себя и свои деньги, в итоге происходит черт-те что..."

В постановке задействована практически вся труппа театра, причем актеры играют сразу по нескольку ролей. В роли же самого Артура блистала заслуженная артистка Украины Ольга Петровская.