Главные герои "До свидания, мальчики!": "Нас, голых, в апреле обливали ледяной водой"

15 сентября 2011, 11:27
Спустя почти полвека народные артисты России Николай Досталь и Евгений Стеблов снова прошлись узкими евпаторийскими улочками

На набережной. В городе своей юности спустя 47 лет почувствовали себя пацанами. Фото В. Серебрянской

Артисты прошлись местами съемок нашумевшего в 60-х фильма "До свидания, мальчики!", в котором они сыграли главные роли — Саши Кригера и Володи Белова. За время, проведенное в Евпатории, оба снова стали мальчишками. Теми самыми, которых в далеком 1964-м пригласил в свой фильм режиссер Михаил Калик. Вокруг заново склеенной специально к приезду артистов афишной тумбы Стеблов и Досталь затеяли игру в лова, шутили друг над другом, о съемках говорили наперебой. "Коля, а помнишь, как нас, голых, в апреле обливали ледяной водой, как будто мы только вышли из моря, и заставляли есть мороженое, зубы-то просто сводило, — смеется Евгений Стеблов. — А когда на бочке в море отплясывали, я отбил себе все пятки!".

"Меня поначалу режиссер вообще не хотел брать на роль Сашки, говорил, что я на еврея не похож, — улыбается Досталь (сейчас он в России один из самых известных и востребованных режиссеров.— Ред.). — Калик спорил насчет меня с Балтером, автором повести "До свидания, мальчики!" и сценария к фильму, мол, какой из Досталя еврей Кригер, в нем столько других кровей намешано… А Балтер ему говорил: "Да сыграет лучше любого настоящего еврея!". Так я и попал на эту роль".

Реклама

В дельфинарии. Досталь и Стеблов были в восторге от интеллекта морских артистов. Фото В. Серебрянской

Пока курортный город ждал встречи с любимыми актерами, творческая группа из шести человек придумывала для них свое кино — это был самый невероятный сюрприз.

Реклама

"Создатель исторического сайта о Евпатории Максим Баженов сделал раскадровку фильма "До свидания, мальчики!", и вместе с краеведами Надеждой Павленковой, Олегом Куценко, Сергеем Овчаренко мы искали в городе все улицы и дворы, где снимался фильм, — раскрыл секреты "Сегодня" сценарист проекта Яков Гальперт. — Более того, на каждом шагу нам совершенно бескорыстно, кто чем мог, помогали горожане, влюбленные в повесть Балтера и в фильм Калика".

Артисты, например, немало удивились, когда на балкон, под которым стояли когда-то в засаде герои киноповести Володька (Евгений Стеблов) и Сашка (Николай Досталь), вышла теперешняя хозяйка квартиры и повторила киношную фразу: "Пусть берут себе такое счастье этот бандит и его партийная мама!". Досталь, услышав это, рассмеялся и с каким-то юношеским задором разыграл еще несколько дублей. "Тогда было "До свидания, мальчики!", а сейчас — "Здравствуй, Евпатория!" — веселился Николай Николаевич.

Реклама

Атланты. Под балконом услышали от хозяйки фразу из своего фильма. Фото В. Серебрянской

В это время к встрече актеров готовились в кафе "Поплавок" на набережной Терешковой. Когда гости присели за стол, неожиданно вместо современных дискотечных ритмов из динамиков зазвучало танго "Брызги шампанского" с характерной хрипотцой старенькой пластинки. Николай Досталь отозвался моментально: "Женя, как тогда!". А Евгений Стеблов об этом эпизоде рассказал подробно: "Сцена танго в ресторане-поплавке не получалась у Ефима Копеляна — он играл жестянщика, выдававшего себя за капитана дальнего плавания. Нервничали оба — и Калик, и Копелян. Только режиссер кричал, а Ефим Захарович переживал молча. После съемки он взял несколько бутылок "сухаря" и пришел к нам в номер. "Понимаешь, Женя, — сказал Копелян, — вот я говорю: "Чайник", и каждый из нас представляет что-то свое. У всех разные чайники… Вот так и в искусстве…".

По признанию Евгения Стеблова, фильм дался ему тяжелым душевным трудом. Так что легкость, с которой герои киноповести открывают зрителю замысел режиссера, — только кажущаяся. "Михаил Наумович очень любил кинематографическую пластику, он вычеркивал не только из повести, но и из сценария все диалоги, жанровые места. Получалось, что и играть-то нечего. Вся игровая нагрузка ложилась на внутренний мир, а его можно передать только через крупные планы, — рассказал "Сегодня" Евгений Юрьевич. — Конечно, для меня это было очень сложно, я не обладал еще достаточным опытом не только в кино, но и в жизни. А в кадре — впервые на советском экране — надо было показывать интимную близость. Я нервничал и перед съемкой не спал всю ночь. Зато сейчас мне ничего не стоит сыграть такую сцену! Фильм Калика сделал из меня настоящего актера".

Врезался в память Евгению Стеблову и "чудовищный съемочный быт". "Одну гостиницу даже вспомнить страшно, — рассказывает Евгений Юрьевич. — В другой — горячей воды не было, а разгримировываться надо, мы же снимались практически голыми на пляже, тела нам красили морилкой — для эффекта загара, и смыть ее было негде, мы прямо так и спали в этой краске. Все простыни пропитались морилкой. Физически это выдержать было очень тяжело. Тем не менее картину "До свидания, мальчики!" я очень люблю и даже горжусь тем, что наравне с кинолентой "Я шагаю по Москве", где я играл с Никитой Михалковым, этот фильм, снятый в Евпатории, вошел в историю отечественного кинематографа. Он получился чистый, как слеза".

Досталь и Стеблов спустя полвека съели крымской соли

Фильм "До свидания, мальчики!" был запрещен в 70-х в связи с эмиграцией в Израиль режиссера Михаила Калика. Но к этому времени его посмотрели в прокате более 13 млн зрителей. Для Досталя роль Сашки была дебютом в кино, и о той поездке в Евпаторию он сейчас говорит как о самых ярких днях своей жизни: "Это же моя юность, я первый раз приехал на море, рядом хорошая команда, все заботятся о тебе, привозят на съемочную площадку, увозят, гримируют — что еще надо мальчишке в 18 лет? И хотя говорят, что в город своей юности лучше не возвращаться, поскольку ты увидишь его совершенно другим, я ничуть не жалею о том, что снова приехал в Евпаторию! Съемки в 64-м велись и на местных соляных промыслах. В этих местах, на въезде в Евпаторию, по-прежнему добывают соль. Николай Досталь не удержался — от соляной горки отломал кусочек и засмеялся: "И вправду соленая!". "Как вобла", — добавил Стеблов.