"Голос" одесского "Черноморца" Василий Ревенко переехал в дикторскую стадиона "Спартак"

9 апреля 2009, 12:26
"Сегодня" вместе с "голосом" одесской арены Василием Ревенко посмотрела матч между "Черноморцем" и "Таврией"

Рубка комментатора. Василий Ревенко Объявляет имена игроков и ведет счет Автор Р. Баклаженко

Реклама

Стать "голосом Черноморца" Василию Ревенко предложили два года назад, после того как от дел отошел легендарный диктор Евгений Горелюк. Попробовать себя в новой ипостаси опытнейший работник телевидения, "лицо 38-канала" решился без особых раздумий. "Когда работал в первый раз, очень волновался, — рассказывает Василий, — тут же начудил, начал называть сначала фамилии, а потом имена, но потом взял себя в руки и исправился. Все-таки огромный опыт прямых эфиров очень помогает". На стадионе "Черноморец" Василий Ревенко чувствовал себя как у Бога за пазухой, в дикторской был широкий стол, отличный обзор поля и другие удобства. Однако подготовка к Евро-2012 вынудила руководство "моряков" закрыть арену на реконструкцию. "Сине-черные" вместе со своим диктором перехали на скромный стадион "Спартак". Футболисты к новому полю привыкли быстро, а вот Василий Ревенко словно... на фронт попал.
В крохотном, от силы два на три метра, помещении, где еще не выветрился запах краски, за маленьким столом восседает Василий Ревенко. Перед ним микрофон на подставке и кипа бумаг. Здесь и стартовые составы играющих команд, и рекламные тексты, и объявления, которые нужно сделать от имени правоохранительных органов и МЧС. На рабочее место диктор приходит за час до игры и начинает готовиться. Сначала выполняет упражнения для речевого аппарата, активно вращая в разные стороны губами. Затем внимательно изучает списки футболистов, тренеров, судей и различных футбольных чиновников, по нескольку раз проговаривая имена и фамилии. В труднопроизносимых расставляет правильные ударения. Проблемы неожиданно возникают с достаточно простой украинской фамилией Бандура. Василий не знает, на какой слог ставить ударение, и заметно нервничает. Чтобы не ошибиться, вызывает сотрудников пресс-службы, которые сообщают, что ударение нужно ставить на "у". "Меня с толку сбил этот киевский футболист, Бангура, он же иностранец, фамилия через "г" и ударение на последнюю букву, вот я и засомневался", — смеется Ревенко.
Чем меньше времени остается до начала матча, тем накаленнее становится атмосфера в дикторской. В последний момент прибегает сотрудник пресс-службы и приносит новый текст от милиции, где говорится, что болельщикам запрещено находиться на самых верхних точках трибун. За десять минут до начала матча на стадионе звучит гимн "Черноморца". Для Василия это сигнал: как только песня в исполнении Валентина Кубы доиграет, он должен будет огласить составы команд. После свистка арбитра эту процедуру необходимо повторить. Прямо на наших глазах происходит досадный казус. Громоподобный голос Василия Ревенко на весь стадион объявляет, что капитан команды — Максим Белецкий. Однако спустя несколько минут диктор замечает, что с капитанской повязкой по полю носится не Белецкий, а Александр Косырин — в стартовый протокол закралась ошибка, которую Ревенко исправит во втором тайме.
Собственно, следить за ходом самого поединка против "Таврии" Ревенко... не удается. Дикторская расположена настолько неудобно, что из нее виден только центр поля, да и тот периодически закрывают "стюарды", которых Василию приходится отгонять. А в окно, расположенное слева, видны лишь филейные части болельщиков, толпящихся в проходе. "По сути матча я не вижу, — жалуется Ревенко, — на "Черноморце" было видно все, и каждый матч превращался для меня в событие, я болел, переживал, мы с ребятами из пресс-службы, когда наши забивали голы, всегда вскакивали со своих мест, подпрыгивали, радовались. А когда наши пропускали, мы страшно матерились. А тут я даже не слежу за матчем, потому что из этой коморки ничего не видно. Если происходят какие-то события, то мне об этом говорит начальник пресс-службы, и я потом объявляю". Периодически Василий открывает окно, высовывается в него и следит за футбольными страстями — только таким образом диктор может увидеть происходящее. Не прошло и двадцати минут после стартового свистка судьи, как до дикторской доносятся плохие вести — бригада докторов вернулась с поля, осмотрела Сергея Федорова и признала разрыв ахилла. Это значит, что наш защитник выбывает из строя минимум на полгода. "Жаль парня, выйти в первом же матче за новую команду и так пострадать", — вздыхает Василий Ревенко, включает микрофон и объявляет: "Вместо Сергея Федорова на поле выходит Александр Бабич". Еще одной проблемой нового рабочего места является отсутствие туалета в непосредственной близости от дикторской. Чтобы сходить по нужде, нужно оббежать полстадиона. "Во время самого матча отлучаться нельзя, потому что в любой момент могут забить гол, — объясняет Ревенко, — а в перерыве туда идут массы болельщиков, так что приходится терпеть весь матч".
По словам Василия Ревенко, главные испытания для него грядут с наступлением лета. "Здесь будет очень жарко, матчи начинаются в два часа дня, в самый солнцепек, придется, видимо, в трусах тут сидеть, у меня такое уже было на телевидении. В студии ведь очень жарко, лампы светят, да еще и лето, так что мне выдали разрешение работать в шортах. Представьте себе, я выхожу в эфир в пиджаке, с галстуком, а под столом столом... сижу в шортах".

ДИКТОР С МОЛДОВАНКИ

Живет "голос "Черноморца" в самом сердце Молдаванки, на Колонтаевской, добираться до стадиона предпочитает на трамвае №5, так как своей машины у него нет. "У меня на дорогу уходит минут 10—15, сейчас тем более стадион "Спартак" ближе, чем бывшая арена ЧМП. Но работать мне приходится два-три раза в месяц, когда наша команда играет дома, максимальное количество матчей, что я помню, это четыре за один месяц", — говорит Василий Ревенко. Работа комментатора на стадионе для него не является основной. Уже 24 года Ревенко ведет выпуски новостей на одесском государственном телевидении, куда попал после окончания театрального университета им. Карпенко-Карого и нескольких лет работы в театре. За каждый матч Василий получает 250 гривен, которые являются дополнительной статьей доходов семейного бюджета.

Реклама

НЕ ЕСТЬ СЕМЕЧКИ И СИДЕТЬ НА БУМАГАХ

Учитывая, что у Василия Ревенко огромный опыт работы на телевидении, и прямые эфиры для него привычное дело, комментатору приходилось переживать десятки казусов. "Это в порядке вещей, было недавно так, что я готовлюсь к прямому эфиру, у нас выход новостей, обсуждаю последние детали и вдруг мне объявляют, что я уже давно в эфире, — рассказывает он, — а сколько раз было, что сюжет "заедало" по техническим причинам. Сначала извиняешься и сидишь с благостным лицом, а в это время внутри все кипит, а потом начинаешь что-то говорить, ну... я всегда выкручиваюсь. Бывает так, что взрываются лампы, тут так, вздрогнул — и продолжаешь передачу". Существуют у дикторов и свои суеверия. "Нельзя семечки лузгать перед эфиром, иначе может что-то пойти не так. А ведь очень хочется, но нельзя. Или, другое, если бумага из рук выпала и упала на пол, то нужно на нее сесть", — рассказывает Василий Ревенко.