Голоса одесской души

1 октября 2008, 08:37
1 октября, в День музыки, "Сегодня" вспомнила имена тех, кто делал и продолжает делать Одессу музыкальной.

фото mylivepage.com

Сегодня Международный день музыки. "Под южным солнцем мой город цветет, смеется, шутит и песни поет", — эти простые слова из самой известной песни легендарного одесского рокера Игоря Ганькевича очень точно характеризуют наш город. Одесса пела всегда. Даже в самые трудные годы обязательно находились неунывающие биндюжники, трубочисты, контрабандисты и многие другие, которые вопреки всему сочиняли куплеты, мелодии и напевы. Южная Пальмира, у которой всегда и по любому вопросу было свое собственное мнение, попросту не могла не дать миру выдающихся музыкантов. Во все времена Одесса очень быстро и легко впитывала новейшие музыкальные веяния, моментально перерабатывала их и выдавала свой собственный, ни на что непохожий вариант. Именно одесситы одними из первых в Советском Союзе начали играть джаз, а когда весь мир накрыла волна рок-н-ролла, спокойно, с чувством собственного достоинства, взяли в руки электрогитары и с чисто одесским "Ша, ребята, ми и это можем" показали всему совку, что такое рок по-одесски. Леонид Утесов, Давид Ойстрах, Юрий Кузнецов, Игорь Ганькевич и многие другие представители разных эпох были едины в одном — они любили Одессу и своим творчеством прославляли наш город. Музыкальные традиции никуда не денешь, вот и сейчас молодое поколение одесских музыкантов берет новые вершины. В частности группа "Флер" из "широко известных в узких кругах" превратилась в настоящих кумиров украинской и российской молодежи. Несмотря на постоянные уговоры переехать в Москву, лидеры группы Ольга Пулатова и Елена Войнаровская пока не собираются покидать родной город.

Реклама

ЛЕОНИД УТЕСОВ

Вопреки бытующему мнению о том, что евреи могут только играть на скрипке, а также делать из всего деньги, уже с младенчества тогда еще Ледя Вайсбейн слыл заправским хулиганом, регулярно лупившим чужаков, зашедших на его родную Дегтярную. Так и не закончив престижное училище Файга, он перепробовал себя в роли циркача, гимнаста, актера и даже... адъютанта красного комиссара, пока не нашел свою дорогу жизни — музыку. В 1928 году, побывав в Париже, Леонид Утесов услышал джаз и влюбился навеки. По возвращении немедленно собрал свой коллектив и стал одним из первых советских джазменов, а Одессу сделал негласной столицей джаза в Советском Союзе. Несмотря на то, что большую часть жизни Утесов прожил в Москве, родную Одессу никогда не забывал, а его песни "Мишка-одессит", "Одесский порт" и "У черного моря" до сих пор вызывают чувство гордости у каждого одессита. "Я родился в Одессе. Вы думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается", — так писал о своем городе сам Утесов.

ДАВИД ОЙСТРАХ

Одессит, сын купца второй гильдии, ученик Петра Столярского, скрипач-виртуоз, шахматист, киноман, блестящий рассказчик анекдотов Давид Ойстрах был поистине знаковой фигурой для Южной Пальмиры. Ученики за глаза называли его Царем Давидом и трепетали перед ним. Как вспоминает ученица Ойстраха Нина Бейлина, великий скрипач был болен диабетом, но при этом, как ребенок, не мог отказать себе в сладком. "Мы приходили в кафе, он брал для нас обоих кофе, а для меня еще и пирожное. А затем с моей тарелочки его съедал. Но я ничего не могла поделать, могла ли я перечить своему профессору?!" — вспоминает она. Давид Ойстрах был настолько предан музыке, что в 1964-м, после перенесенного инфаркта, вопреки запретам врачей, продолжал напряженно работать. Спустя десять лет сердце не выдержало — скрипач-виртуоз умер сразу после концерта в Амстердаме.

Реклама

ИГОРЬ ГАНЬКЕВИЧ

Основатель легендарной группы "Бастион" и первый президент одесского рок-клуба жил в самом сердце Молдаванки — на Мясоедовской. Может, поэтому Игорь Ганькевич сумел в своем творчестве совместить жесткий глэм-рок с чисто одесским колоритом песен. Сами названия говорят за себя: "Прогулки по Одессе", "Помнишь, как в Одессе были крабы", "Ах, Одесса грязная". Ганя, как называли его друзья, прожил всего 28 лет и трагически погиб в порту, где работал докером. Лидер "Бастиона", перенося груз, надорвался и выйти из больницы уже не смог. После смерти его песня "Прогулки по Одессе" в исполнении группы "Чиж и С" стала хитом на весь СНГ, а начиная с 1991 года ежегодно проводится фестиваль "Пикейные жилеты" памяти Ганькевича.

ПЕТР СТОЛЯРСКИЙ

Исаак Бабель называл частные музыкальные курсы Столярского фабрикой вундеркиндов, а сам Сталин так и не смог ничего ответить на дерзкие слова Петра Соломоновича, по-своему решившего отблагодарить партию за открытие в Одессе детского музыкального интерната. "Благодарю товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки", — невозмутимо произнес Столярский. И Сталин стерпел... А уже в 1937 году на международном конкурсе в Брюсселе победителями и лауреатами стали исключительно ученики Столярского. Война заставила профессора и его семью эвакуироваться на Урал. Жилось Столярским очень тяжело. Когда же Давид Ойстрах предложил своему учителю перебраться в шикарный номер в Москву, Петр Соломонович отказался бросить родных. По иронии судьбы Столярский скончался спустя всего полмесяца после освобождения Одессы...

Реклама

ЛАРИСА ДОЛИНА

Переехав в Одессу в трехлетнем возрасте, уже в семь лет будущая джазовая и эстрадная легенда начала петь и участвовать во всевозможных детских ансамблях. К 1973 году Долина уже была известной певицей, за ее плечами — регулярные гастроли в составе эстрадного ансамбля "Мы — одесситы", а также работа в ресторане гостиницы "Черное море". Лучшие музыканты Одессы соглашались играть с ней на любых условиях. На то время условия были таковыми: Лариса хотела петь только джаз и только на английском языке. С 1985 года Долина выступает сольно, безболезненно совмещая исполнение простеньких, но приносящих кругленькие суммы и народную любовь эстрадных хитов, а также сложных джазовых композиций. В 2008 году, по словам самой же певицы, произошло событие, к которому она шла 36 лет, — в Лос-Анджелесе был записан альбом Ларисы Долиной Hollywood Mood, для которого все песни написал великий Джордж Дюк — легенда мирового джаза. Несмотря на то, что Лариса Долина снялась только в одном фильме — "Мы из джаза", ее голос звучит более чем в семидесяти кинокартинах.

ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ

Многие снобистски настроенные музыканты, критики и интеллигенты частенько бравируют высказыванием, что по-настоящему джаз могут играть только черные. Одесский пианист, джазмен и композитор Юрий Кузнецов всем своим творчеством опровергает это утверждение. Выпускник школы Столярского, великолепный импровизатор, он неоднократно признавался лучшим пианистом Советского Союза и даже был внесен в книгу "Джазовые путешествия по СССР". Помимо регулярных выступлений с ведущими мировыми джазовыми музыкантами, Юрий Кузнецов является еще и успешным композитором, автором музыки к фильмам "Запах осени", "Грешник" и "Такси-блюз". Последний фильм, кстати, получил Гран-при Каннского фестиваля. В 1997 году неугомонный одессит организовал и возглавил "Клуб высокой музыки", в рамках которого регулярно проводятся всевозможные фестивали, в том числе и ежегодный "Джаз-карнавал", ставший визитной карточкой Южной Пальмиры.

СЕРГЕЙ ТЕРЕНТЬЕВ

Блестящий классический и джазовый пианист Сергей Терентьев, выпускник Одесской консерватории, по своей манере игры всегда был неким антагонистом другого великого маэстро — Юрия Кузнецова. Его сдержанный, лирический, классический подход к музыке стал визитной карточкой музыканта. Тем не менее любовь к джазу у Сергея Терентьева в крови, а одна из его программ носит в какой-то степени даже декларативный характер — "От классики к джазу". Ученик известного педагога Людмилы Гинзбург за свою долгую музыкальную карьеру успел поиграть и в Московском джазовом оркестре, и в Одесской филармонии, преподавал в консерватории имени Падре Аикюнно в испанском Сопере. Одним из главных событий 2007 года для Одессы стал первый совместный концерт двух пианистов-джазменов Сергея Терентьева и Юрия Кузнецова, который вызвал неподдельный ажиотаж.

ТАТЬЯНА БОЕВА

"Августейшая", "лучшая из лучших", "черный голос с белой душой" — это только часть эпитетов, которые относятся к одесской джазовой певице Татьяне Боевой. Большинство критиков считают ее лучшей исполнительницей в своем амплуа. В молодости у Боевой был очень высокий голос, она великолепно исполняла любые оперные арии. Любопытно, что первые репетиции проходили... в ванной. Многие прочили ей сногсшибательную оперную карьеру, однако в какой-то момент вмешался муж Татьяны, который мудро подметил: "Если у тебя есть что-то свое, то в консерватории это обязательно отберут". Вскоре выбор был сделан — джаз и блюз стали для Татьяны Боевой музыкой сердца. Уже более десяти лет она плодотворно сотрудничает с Юрием Кузнецовым, который величает ее не иначе как Леди Блюз.