Градсовет утвердил проект реконструкции Университетской горки

8 июня 2008, 20:17
Рядом с Успенским собором будут развлекаться, а под площадью Розы Люксембург выроют тоннели.

фото А.Пайсов

По замыслу архитекторов, все здания от УЗПИ до Вечного огня — кафе и старые двухэтажные домики — снесут, а на их месте, рядом с Успенским собором, поставят 4-этажное здание из стекла и бетона. В нем разместятся гостиница, кафе и ресторан. К этому зданию будет примыкать развлекательный комплекс — тоже стеклянно-бетонный. Его построят на месте нынешней 16-й типографии (здание позапрошлого века). Цокольный и первый этажи отдадут под кафе, на втором предполагаются офисы, а на двух верхних — игровые клубы.

Проекты обоих зданий вызвали на градсовете оживленную дискуссию. По мнению авторов проекта и главного архитектора города Сергея Чечельницкого, центр города должен развиваться, а значит, сносить исторические здания ради новых построек не только можно, но и нужно. "Исторический центр может быть музеем-заповедником, а может и не быть. Многие города развиваются, и современные элементы хорошо вписываются в старую историческую застройку. Так происходит во всем мире", — заметил г-н Чечельницкий и подчеркнул, что исторические места отдаются застройщикам не даром. За вырученные деньги будет восстановлен сквер напротив Успенского собора.

Реклама

ПЛОЩАДИ. Согласно новому проекту, в Харькове грядет и реконструкция площадей, примыкающих к Университетской горке — Пролетарской и Розы Люксембург. Главное новшество — подземные переходы, которые специалисты института "Харьковпроект" предлагают проложить под ними: от ЦУМа к "Укртелекому" и БТИ, а также от подножия лестницы на Пролетарской площади к мосту через Лопань. На площадях пересекаются основные транспортные потоки города, и плотность движения уже сейчас втрое выше нормы. А очень скоро, если верить прогнозам, она вырастет с 2,5 до 5,5 тыс. машин в час. Специалисты "Харьковпроекта" предлагают расширить проезжую часть площадей, а движение сделать шестиполосным: по три в каждую сторону. При этом трамвай оставить посередине, а под землей у Университетской горки построить 2-3-уровневую автостоянку.

ОППОНЕНТЫ. Другие члены градсовета настаивают на том, что вмешиваться в исторически сложившуюся среду старого центра недопустимо. "Почему-то все забыли, что бывший губернаторский дом, а потом университет — памятник архитектуры, один из старейших в Харькове. Его нельзя ни надстраивать, ни достраивать — нет, запросто!" — возмущался архитектор Вадим Васильев. Он обратил внимание и на то, что в проектах нет ни нормальных подъездов к зданиям, ни стоянок для автотранспорта. Много споров вызвало и само архитектурное решение. "Стилистика в лучшем случае тянет на лужковскую Москву середины 90-х", — заметил представитель мастерской Юрия Шкодовского. Раскритикована была и трехуровневая эстакада в начале Полтавского Шляха, предусмотренная генпланом. По мнению архитекторов, столько громоздкое сооружение недопустимо в историческом центре. Как бы то ни было, и те, и другие взгляды — пока лишь предварительные наметки: основная работа над детальным планом территории впереди. Тем не менее, градсовет проекты утвердил, хотя и порекомендовал доработать с учетом прозвучавших замечаний.

Сергей Бобок