Истории одесских авто-"старушек"

15 мая 2008, 08:43
Брошенные. Кто-то сдает проржавевшие "копейки" и "Москвичи" на металл, кто-то просто "забывает" "горбатый" посреди двора или на автостоянке. В ГАИ говорят: судьба машины — головная боль ее владельца, а местные жители коллекционируют истории прохудившихся авто.

Во дворе. "Волга" поржавела, обзавелась вмятинами, а потом лишилась всех внутренностей, отыскать владельца жильцам не удалось, фото О.Шапаренко

Реклама

Из года в год в Одессе растет количество приобретаемых горожанами новеньких авто. А вот от проверенных и испытанных временем подержанных "старушек" их хозяевам приходится избавляться. И здесь уж — кто во что горазд.

Директор КП "СПЭП" Юрий Чердаклиев предполагает, что большая часть старых машин отдается в села. "Смотрю, в городе масса новых автомобилей, на самом деле очень хороший вопрос: "Куда деваются старые машины?". Специализированных свалок у нас нет, разборку не все приветствуют, наверное, отвозят рухлядь в деревни и там сбывают".

"МОСКВИЧИ" и "КОПЕЙКИ". Один из самых изуродованных временем автомобилей города уже около года ржавеет возле дома по улице Генерала Петрова, 49. Жильцы говорят, что таинственная "Волга" стоит на одном и том же месте с прошлого лета: сначала просто ржавела, потом обзавелась несколькими вмятинами на багажнике, а через пару дней лишилась всех "внутренностей". Все попытки жильцов отыскать владельца авто оказались тщетными — никто не знает, кто бросил автомобиль, которому в свое время отдавали предпочтение советские чиновники.

Реклама

У входа в общежитие экономического университета стоит красная "копейка", по словам вахтера, уже около полугода. Студенты рассказывают, что учился у них на третьем курсе один парень, который по ночам любил погонять по улицам. "Как-то он выпил лишнего, сел за руль, чтобы отвезти девушку домой, а на пути у него — пост ГАИ, — говорит студент кредитно-экономического факультета Александр. — "Шумахер" уже было проехал мимо патруля, но у него работали дворники. Из-за этой мелочи он и попался, права отобрали, но машину на штрафплощадку решили не ставить". Когда обо всем узнал декан, горе-студента выгнали, он уехал домой, в Винницкую область, а вот красный "ВАЗ-2101" остался на одесском тротуаре.

На первой станции Люстдорфской дороги на длительной парковке находится сразу два авто. Старенький никому не нужный "Москвич" гниет в палисаднике. Как говорят жильцы, хозяин от машины вовсе не отказался, просто гараж сейчас занимает недавно купленный автомобиль, вот "Москвича" и выдворили на улицу. А вторая машина или то, что от нее осталось, принадлежала одному из представителей цыганского табора, поселившегося рядом, в подвале "хрущевки". Останки авто — прямо у входа в подвал, в опустевшем салоне валяется мячик, на крыше сушатся резиновые сапоги, а из окон свисает старая одежда. Как рассказал "Сегодня" глава цыганского семейства Виктор Федорович: "Она принадлежала нашему родственнику Гришке, а потом ее вскрыли и разворовали детали. То, что осталось, мы сами отнесли на разборку, теперь на автомобиле сушим вещи".

Самое масштабное кладбище автомобилей посреди Одессы можно увидеть рядом с "Привозом". Грузовики, которые никогда уже не отправятся бороздить просторы украинских автомагистралей, превратили в "прилавки" в Новощепном ряду. Активная торговля вовсю идет с бывших фур вот уже десять лет. И, скорее всего, так будет продолжаться до запланированной реконструкции улицы, поскольку своим ходом эти машинки уже не уедут: моторы отсутствуют, кабины разбиты, колеса и те украдены.

Реклама

50 ГРИВЕН ЗА "ТАВРИЮ"

В Одессе избавиться от автомобиля с небольшой компенсацией можно в двух местах: на авторазборках и в пунктах приема металлолома.

Первый вариант более выгодный: машину разбирают по частям, оставляя особо ценные агрегаты и узлы, которые впоследствии можно продать. Автомобиль могут оценить как в 50 гривен (например, старенькую "Таврию"), так и в 10 000 гривен (за пятилетнюю "девятку", которую владелец сдает из-за помятого в аварии бампера).

По словам специалистов, ежемесячно на авторазборки сдается порядка 100—150 автомобилей в летний сезон, и около 50 — зимой. Сдают в основном иномарки, так как точек, где принимают отечественные авто, в городе мало. Ведь детали старушек-"копеек" уже не представляют собой никакой ценности. Большинство авторазборок сконцентрированы в районе Цементного завода и на берегу лимана Куяльник.

Бывшего железного друга можно пригнать в пункт приема металлолома при заводе "Центролит". Однако там не оценивают вес стекла и пластика, считают, что в машине 20% мусора, остальное — жесть, и пускают на переработку. По мнению специалистов, такая система устарела, и, например в Испании и Японии, к мусору относятся, как к полезному ресурсу, при переработке разделяют его на пластик, металлы, бумагу и прочее.

"ЗА МАШИНУ ПОЛУЧИЛИ 130 ГРН, А НА ЮРИСТА ПОТРАТИЛИ — 300 ГРН"

На беспечных автолюбителей частенько жалуются владельцы стоянок, где забытый автомобиль далеко не редкость. Вывезти его самовольно они не имеют права, а искать владельца чаще всего просто бесполезно. "Нужно иметь связи в ГАИ, тогда машину можно тихонько снять с учета и выбросить или взять в собственность, а иначе — никак", — считает Андрей Алексеевич, сторож парковки на Таирова. "Стояло как-то два автомобиля у нас несколько лет, — говорит Борис, охранник другой стоянки. — Так мы очень долго искали владельцев, а потом с помощью нотариуса провели отчуждение и избавились от этого старья. Сорокалетнюю "четверку" отвезли на разборку и получили за нее 130 гривен, при том, что услуги юриста обошлись в 300 грн".

"Сначала работники стоянки должны обратиться в милицию. Те ищут владельца, однако машина все равно все это время считается частной собственностью, поэтому вывезти ее никто не имеет права до решения суда, — отмечает бывалый автолюбитель Виталий Иванович. — А судебные инстанции, в свою очередь, могут затягивать процесс на несколько лет, так как при розыске владельца неминуемы определенные затраты, а гарантий того, что человек будет найден и возместит весь ущерб, нет. Вот и тянутся такие дела годами, а автомобили продолжают ржаветь под открытым небом на стоянках или детских площадках".

Авто с долгами в За долгое время простоя машины, как правило, набегает немалая сумма — ведь чтобы снять авто с учета, его владелец должен уплатить транспортный сбор. Частенько долг превышает стоимость самого транспортного средства

МАШИНЫ БРОСАЮТ, НЕ В СОСТОЯНИИ УПЛАТИТЬ ТРАНСПОРТНЫЙ СБОР

Сотрудник группы профилактической работы ОблГАИ Алла Марченко считает, что "похороны" машины — личное дело каждого автолюбителя. "Автомобиль может ездить сколько угодно, или не ездить вообще, главное, чтобы раз в 2 года он проходил техосмотр. А как избавиться от своего четырехколесного друга, каждый пусть думает сам, ГАИ на этот счет никого не обязывает", — говорит она.

В законодательстве по поводу таких машин тоже ничего конкретного не говорится. "Ну почему люди так жестоко поступают с автомобилями? — сетует Анна Михайловна, жительница дома, у которого вот уже несколько месяцев стоят брошенные "Жигули". — Это наплевательство, халатность и по отношению к машине, и по отношению к соседям. Такие хозяева просто не уважают свое имущество, себя и свой город. Мы недавно обращались в различные инстанции, требуя, чтобы из-под окон убрали развалюху, принадлежащую одному старичку из нашего дома. Пенсионеру было не до машины — он постоянно болел. Но милиция не смогла эвакуировать машину, потому что на ней висели госномера и от собственника не поступало никакого заявления об отказе от имущества".

На поверку, избавиться от одряхлевшего стального коня не так-то просто. По словам сотрудника Областной ГАИ Николая Тюрина, все автомобили находятся на учете в МРЭО, которых в нашем городе два. Чтобы снять с учета транспортное средство, хозяин должен сдать номера, техпаспорт и написать заявление, после такой процедуры составляется специальный акт и автомобиль списывается. Однако, как рассказал нам специалист по сбыту подержанных авто Виталий Иванович, основная проблема в том, что владельцам при списании приходится оплачивать транспортный сбор, довольно часто превышающий стоимость самой машины. "Те автомобили, которые долгое время простаивают, имеют огромные задолженности, — говорит он. — Штрафплощадки МРЭО забиты дряхлыми машинами, владельцы которых просто отказываются от них, говорят: автомобиль забирайте, а денег мы платить не будем. Так, "Запорожец", с документами и в нормальном состоянии, имеет рыночную стоимость порядка $150—200, а вот сумма сборов может составить $1—1,5 тысячи".

Размер транспортного сбора постоянно меняется и зависит от класса машины, ее возраста и объема двигателя: налог при первой регистрации для легковых авто с объемом двигателя свыше 3500 куб. см начисляется из расчета 40 грн за 100 куб. см для новых авто, 45 грн — для машин возрастом до восьми лет. И эта цифра увеличивается с каждым годом, в зависимости от возраста машины. Кроме единоразовой выплаты сбора при покупке авто, впоследствии транспортный сбор оплачивается каждые два года при прохождении техосмотра и составляет от 4 до 60 гривен за 100 куб. см объема цилиндров двигателя.

ПОМОГУТ ЖАЛОБЫ

Если случилось так, что под вашим окном уже продолжительный срок на одном месте стоит прохудившийся автомобиль, и надежды отыскать его владельца меркнут, незамедлительно принимайте меры. Для начала стоит написать заявление на имя участкового и параллельно позвонить в ГАИ, чтобы там оформили запрос и занялись делом. Заодно можно побеспокоить и райадминистрацию, пользы от усилий нескольких ведомств будет больше. Обычно, если жители обращаются в администрацию района с жалобой о брошенной машине, там действуют по старинке: пишут письма в ГАИ и налоговую инспекцию, чтобы выяснить имя владельца и уточнить, состоит ли машина на учете. После работники ЖЭКа обходят жильцов и рекомендуют владельцам автомобилей убрать их. По мнению сотрудника ГАИ Николая Тюрина, в такой ситуации возможен единственный механизм давления — напомнить о неуплаченном транспортном налоге. "Обычно развалюхи после таких визитов исчезают, однако это совсем не означает, что теперь машина не может покоиться в соседнем дворе или где-то за городом", — предостерегает он. И не забывайте, даже если автомобиль разбился, утонул или долгое время ржавел на пустыре у дачного поселка — никто не освободит его владельца от уплаты транспортного налога, до тех пор, пока машина не будет снята с учета.

"ГОРБАТЫЙ" РАРИТЕТ НА ТАИРОВА

Среди брошенных "старушек" встречаются и машины с редкой биографией. Так, один уникальный автомобиль дожидается своего владельца на Люстдорфской дороге: первая модель, выпущенная под маркой "Запорожец", легендарный "ЗАЗ-965", более известный как "горбатый". Первый такой автомобиль сошел с конвейера летом 1960 года, тогда же его отвезли в Кремль, где состоялся традиционный показ новой техники руководству страны. Автомобиль одобрили, присвоив ему статус народного; было велено установить цену не более 2000 рублей. В ноябре того же года была выпущена первая промышленная партия "ЗАЗ-965", а до конца года — около тысячи экземпляров. Автолюбитель Виталий Иванович рассказал "Сегодня", что на презентации гордости отечественного автомобилестроения произошел забавный случай. "Когда "Запорожец" привезли показывать Брежневу, вождя смутила оригинальная конструкция автомобиля, ему показалось, что не хватает двух задних дверей, — говорит он. — За руль Леонид Ильич усадил директора завода, сам сел справа, а потом захлопнул дверь и после этого предложил главному конструктору присесть на заднее сиденье…".

В настоящее время "горбатый" "Запорожец" — большая редкость, через несколько лет ему исполнится 50 лет. В ухоженном и модернизированном состоянии коллекционеры готовы отдать за него порядка 4—5 тысяч долларов. К слову, весь запылившийся капот забытого на Таирова "Запорожца" исписан номерами телефонов с пометкой "куплю", а работников соседних СТО все время одолевают прохожие. "Раз в неделю стабильно спросят — кто хозяин и сколько хотят за этот экземпляр. Одни хотят ради забавы купить, другие с серьезными намерениями подходят, про тюнинг начинают говорить, — рассказывает Андрей, работник СТО. — Если бы мы знали, кто его владелец и почему он бросил такой раритет на произвол судьбы…".