История войны по фронтовым песням

2 октября 2009, 16:14
Донецкий учитель истории на своих уроках "крутит" музыку военных лет

Завтра у преподавателей профессиональный праздник — каждый год в первое воскресенье октября страна отмечает День учителя. Поэтому нашла "Сегодня" учителя истории, который проводит необычные уроки. Александр Федонин, преподаватель истории в школе-интернате №10, на уроках шутит и острит, всеми способами стараясь заинтересовать юных слушателей. А недавно он разработал исторический музыкальный урок.

В среду в Донецком национальном университете впервые в Донецке студентам исторического факультета читали необычную лекцию — рассказывали об истории Великой Отечественной войны при помощи песен. Студенты четвертого курса ждали, что в аудиторию войдет преподаватель и начнет читать лекцию по конспекту. А в дверях появился Александр с патефоном, военной каской и ноутбуком. Расставил все по местам и начал рассказывать о ходе войны. Его рассказ дополняли песни военных лет. Это и "Вставай, страна огромная", и "Если завтра война", и "Смуглянка". Особо оживились студенты, когда Александр Федонин запустил старую пластинку на патефоне: из трубы полилась песня "Катюша". Всего за урок у Александра звучат более 30-ти песен, записи радиообращений Сталина,Молотова и Юрия Левитана. Свой урок учитель истории назвал "Кто сказал, что нужно бросить песню на войне". По мнению Александра, это наиболее точно отражает основную идею музыкального урока.

Реклама

Александр работает в донецкой школе-интернате №10. Идея создать музыкальный урок родилась у Александра Федонина в прошлом году на годовщине празднования Дня победы. "Когда мы устраивали в школе праздник для ветеранов, я поставил на патефоне песни военных лет. Меня поразило и немного обидело то, что пожилые люди не погрузились в воспоминания, а продолжали говорить о политике. Зато эти песни заинтересовали молодых людей", – говорит учитель. И тогда Александр решил рассказывать ученикам об истории второй мировой войны с помощью песен.

Более трех месяцев понадобилось Александру, чтобы подобрать и скомпоновать в единое целое музыкальный урок истории. Получилась занимательная лекция с музыкальным сопровождением. "Что примечательно. Я выбирал песни, написанные именно в годы войны, на моем уроке не звучат песни, написанные позже 50-х годов. Потому что никто так остро и точно не передаст эмоции в песне, как люди, пережившие весь ужас войны ", – поделился Александр Федонин. Учитель выбрал песни, которые иллюстрируют ход войны: это боевые действия, героические подвиги, интересные случаи и истории. Александр сознательно не выбирал песни о личных взаимоотношениях и о любви. Хотя на войне было место и этому. "Моя задача рассказать о боевых действиях, а не о любви", – говорит Александр. Учитель говорит, что нашел в Интернете и у друзей массу старых песен, но всех их в урок вместить не удается. Это уже третий урок, который учитель показывает ученикам и студентам. Первый урок Александр показал в родной школе, во второй раз выступил перед лицеистами, а сейчас пришел к студентам университета.

Ю.Рымарук