Индустрия старой Одессы: на Гагарина варили пиво, а в мастерских барона собирали танки

14 ноября 2016, 06:50
Во время прогулки мы узнаем, что производили в женской гимназии, кто чинил военные корабли и почему Деволановский спуск охраняли военные

В 1860-е на месте нынешнего завода «Краян» начали строить главные железнодорожные мастерские барона Карла Унгерн-Штернберга

Историческое достояние Одессы — это не только доходные дома и дворцы аристократов, но и здания заводов. Они не сохранились так же хорошо, как жилые постройки, но их истории не менее интересные. Во время этих покатушек мы узнаем, что производили в женской гимназии, кто чинил военные корабли и почему Деволановский спуск охраняли военные. А еще увидим одно из самых красивых промышленных сооружений в Одессе, где делали танки "на испуг".

ОТ ГИМНАЗИИ ДО КОРОЛЕВА И МОРОЖЕНОГО

Реклама


В обветшалом здании с декоративными колоннами и барельефами в 1893-м открыли женскую гимназию. В 1922-м здесь уже была профшкола, где учился конструктор Сергей Королев, а в 1960-х — фабрика мороженого, баловавшая одесситов вкуснейшим эскимо и пломбиром. Но с 2002-го здание пустует и пугает прохожих мрачным видом.
Адрес: ул. Мечникова, 15
Расстояние: Старт

ЦЕХА ЗАВОДА, ГДЕ РЕМОНТИРОВАЛИ КОРАБЛИ


В 1793-м здесь начали строить Адмиралтейские мастерские, которые спустя годы превратились в предприятие для ремонта коммерческих судов, а потом — в литейный завод. В первой половине ХХ века эти здания и два других судоремонтных предприятия объединили в завод имени Андре Марти, который во время Второй мировой войны ремонтировал боевые корабли. Сейчас завод входит в состав порта, а разрушенные корпуса перешли в частные руки.
Адрес: ул. Приморская, 36
Расстояние: 2500 м

Реклама

СЕКРЕТНЫЙ ЗАВОД ЗАСВЕТИЛСЯ В "ЭЛЕКТРОНИКЕ"


Исписанные граффити развалины и стеклянный бизнес-центр, расположенный напротив, когда-то были предприятием "всесоюзного значения" — заводом "Эпсилон". Продукция выпускалась под грифом "секретно", а его территорию охраняли военные. Здания возвели в 1950-е, а самый высокий корпус попал в кадр фильма "Приключения Электроника". Сейчас же здесь проводят фотосессии.
Адрес: Деволановский спуск, 11
Расстояние: 2300 м

НА ЧАЙНОЙ ФАБРИКЕ: КОРАБЛЬ, МОДЕРН И ТЕАТРАЛЫ

Реклама


Здание 1892 года постройки было первым в Украине, возведенным в стиле модерн. В 1910-м здесь обосновалось чайное товарищество "Высоцкий и Ко", которое активно рекламировало свою продукцию: "Требуйте чай "Высоцкий" с кораблем!", "Упаковка чаев без всякого прикосновения рук". После 1917-го фабрику национализировали, сейчас тут находятся театр и творческие мастерские, а потомки Высоцкого теперь работают в Израиле.
Адрес: ул. Карантинная, 21/1
Расстояние: 600 м

ЖИВОПИСНЫЕ РУИНЫ ПИВЗАВОДА ФРИДРИХА ЕННИ


Цеха из красного кирпича на проспекте Гагарина построили в 1883-м специально для пивного завода. После смерти первого владельца он перешел к известному одесскому промышленнику и купцу Фридриху Енни, а после прихода советской власти его национализировали. В 1995-м "Одесский пивзавод №1" становится "Гамбринусом", но в 2006-м последний разорился — и теперь горожане и гости города видят лишь его живописные руины.
Адрес: пр-т Гагарина, 9
Расстояние: 3000 м

В МАСТЕРСКИХ БАРОНА ДЕЛАЛИ ТАНКИ


В 1860-е на месте нынешнего завода "Краян" начали строить главные железнодорожные мастерские барона Карла Унгерн-Штернберга, причем его большой паровозный цех с двумя башнями на фасаде относили к лучшим образцам одесской промышленной архитектуры XIX века. В 1930-м мастерские становятся краностроительным заводом, а в войну здесь собирали известные танки "на испуг".
Адрес: ул. Косовская, 2/1
Расстояние: 3200 м