Интересная прогулка по Харькову: уникальные гоночные авто и 42 рекорда

19 февраля 2017, 08:02
За 60 лет студенты ХНАДУ создали машину-карандаш и авто из крыла самолета

В ХНАДУ спроектировали и собрали более 30 гоночных авто

В Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете больше 60 лет работает лаборатория скоростных автомобилей, где студенты создают уникальные машины. Здесь спроектировали и собрали более 30 гоночных авто, на которых установили 42 скоростных рекорда и участвовали в кольцевых гонках.

Целое семейство уникальных рекордно-гоночных автомобилей создали под руководством рекордсмена мира и СССР по автогонкам Владимира Никитина. Уникальные авто студенты создают до сих пор.

Реклама

Стоимость билетов: бесплатно
Режим работы: будни 8:30 — 16:30 запись по тел. 707-37-28
Адрес музея: ул. Ярослава Мудрого, 25

КАБРИОЛЕТ ИЗ ПЛАСТИКА. УНИКАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

Реклама


Экспериментальный "ХАДИ-2" — первый в СССР автомобиль со стеклопластиковым кузовом, который студенты смастерили в 1961-м. Сотрудник лаборатории Александр Чернышев рассказывает: эксперименты с пластиковыми кузовами для авто проводили во многих странах еще в 50—60-е. Харьковский двухместный кабриолет до сих пор на ходу и каждый год 1 сентября выезжает на площадь перед университетом во время церемонии посвящения в студенты. Технологии создания "ХАДИ-2" применяли и при строительстве микроавтобуса "Старт" со стеклопластиковым кузовом, который засветился в финале фильма "Кавказская пленница".

"КАРАНДАШ". ПОПАЛ В КНИГУ РЕКОРДОВ ГИННЕССА


Миниатюрный гоночный автомобиль ХАДИ-3 прозвали "карандашом" за характерную форму. Его спроектировал дипломник Теодор Утесов под руководством автогонщика-рекордсмена Владимира Никитина. Машина весит 180 кг, ее высота — 51 см, длина — 4 м, а ширина — всего 67 см. Размер колес — как у детского самоката. Во время заезда гонщик фактически лежал на спине. За свои миниатюрные параметры автомобиль попал в Книгу рекордов Гиннесса, участвовал в заездах на высохшем соляном озере Баскунчак (Россия).

Реклама

РЕКОРДСМЕН. КРЫЛО ТУ-104 И МОТОР САМОЛЕТА


Во время создания скоростного автомобиля "ХАДИ-7" группа студентов во главе с автогонщиком Владимиром Никитиным обратилась за помощью в конструкторское бюро ХАИ. Будущие авиаинженеры посоветовали оборудовать машину вертолетным газотурбинным двигателем мощностью 400 лошадиных сил. Кузов сделали из части крыла самолета Ту-104. При пробных заездах автомобиль развил скорость 320 км/ч. Никитин установил на нем четыре всесоюзных рекорда скорости. Сейчас автомобиль реставрируют.

СО СКОРОСТЬЮ ЗВУКА. НЕ ИСПЫТАЛИ ИЗ-ЗА ТРАССЫ


Первый в СССР скоростной автомобиль с турбореактивным двигателем ХАДИ-9 создавали почти 10 лет несколько поколений студентов. Завершили его сборку в 1978-м. Внешне автомобиль напоминал гигантский наконечник от стрелы или самолет без крыльев. Создатели использовали двигатель реактивного истребителя МиГ-19 и планировали, что автомобиль достигнет сверхзвуковой скорости. Но из-за отсутствия подходящей трассы он так и не продемонстрировал своего максимума. ХАДИ-9 снимали в фильме "Скорость" с Дмитрием Харатьяном. До нашего времени авто не сохранилось, в лаборатории представлен его макет.

МЕЧТЫ. РЕКОРДЫ СКОРОСТИ НА КОРОТКИХ ДИСТАНЦИЯХ


В 1980-е в лаборатории начали создавать гоночные автомобили нового поколения — дрегстеры, на которых планировали устанавливать рекорды скорости на коротких дистанциях. К примеру, на "ХАДИ-28Э" (вверху) применили электродвигатель от торпеды. Однако авто, построенные с 1983-го по 1988-й, в заездах не участвовали, поскольку в то время в Союзе не проводили соревнований, на которых можно было бы установить рекорд. Эти машины стали постоянными участниками автомобильных выставок. Позже в лаборатории занялись созданием транспорта для кольцевых гонок. Так, на чемпионате Украины по кольцевым автомобильным гонкам в 2006-м дебютировал "ХАДИ-31". За исправностью и техническим состоянием каждого авто в университете следят специально закрепленные за ними студенты.

НА ЛИТРЕ БЕНЗИНА. ОТ ЛЬВОВА ДО СТОЛИЦЫ


На базе лаборатории работает спортивная команда ЛСА-ХАДИ, которая много лет участвует в чемпионате Украины по кольцевым гонкам, завоевав множество титулов. С 2010-го на автомобиле ХАДИ-34 ребята совершают заезды в международных студенческих соревнованиях по экономии топлива Shell eco-marathon. Рекорд харьковского авто на экомарафоне — 575 (расстояние от Киева до Львова) на одном литре бензина. Каждый год конструкторы дорабатывают автомобиль, чтобы улучшить показатель.