Истории Крыма: чудо-корабль создали для фильма "Остров сокровищ", но из-за инспекторов отдали под ресторан

18 января 2014, 17:29
Над "Испаньолой" в Ялте развевался пиратский флаг

Киношники вынужденно передали прекрасный парусник на баланс "Интуриста". Фото: simeiz.biz

На ялтинской набережной, напротив гостиницы "Ореанда", 40 лет назад появился двухмачтовый парусник, который вместе с романтическим замком "Ласточкино гнездо" и по сей день составляют пару самых тиражируемых "визиток" Большой Ялты.

Сегодня на палубе и в трюмах шхуны — ресторан "на приколе", но когда-то паруса корабля надувались ветром. И время от времени на телеэкранах крымскую "Испаньолу" можно увидеть под пиратским флагом, ведь изначально ее создавали мастера Ялтинский киностудии для приключенческого фильма Евгения Фридмана "Остров сокровищ" (1971). А работами по превращению черноморского дубка в испанскую красавицу непосредственно руководил Валерий Павлотос. И тогда по требованию инспекции Морского регистра команде его команде пришлось не просто декорировать судно, а полностью его перестраивать, меняя бортовую обшивку, дубовые шпангоуты и все оснащение.

Реклама

"Натурные и павильонные съемки фильма "Остров сокровищ" начались еще весной 1970-го, — вспоминает Валерий Павлотос, работающий сейчас директором кинопроектов ООО "Крымская кинокомпания". — А в разгар лета меня вдруг вызвали в Херсон, где строили бригантину. Оказалось, что наш главный консультант и автор проекта переоборудования шхуны, научный сотрудник Военно-морского музея в Ленинграде Андрей Ларионов отозван своим начальством на работу — его командировка закончилась. Мне в срочном порядке за неделю пришлось принимать у него документацию, притом что я никогда не занимался строительством судов. А тут мне поручают возглавить монтаж рангоута и такелажа парусника XVII века! На стене своего номера в гостинице я повесил огромный чертеж "Испаньолы" и стал надписывать наименования рангоута и такелажа".

В сентябре после достройки деревянного корпуса бригантину спустили на воду у причала яхт-клуба и к ноябрю завершили монтажные работы на палубе. Старые херсонские мастера собрали деревянный рангоут и стоячий такелаж, а севастопольская команда капитана учебного парусника "Кропоткин" Виталия Букарина уже подвязывала паруса для перехода. 2 ноября 1970 г. шхуна своим ходом вышла из Херсона и через сутки благополучно отшвартовалась в ялтинском порту.

Пионера киношного флота Ялтинской киностудии ждало яркое будущее в интереснейших фильмах, если бы не инспекторы Морского регистра. "Нас стала донимать уже крымская инспекция с требованиями установить антенны, локаторы, спасательные надувные плоты, обшить дерево металлическими листами с асбестовой прослойкой, — вздыхает Валерий Павлович. — Вроде бы их претензии справедливы, но кто же станет после этих нагромождений и уродований снимать старинный парусный корабль? Инспекция была неумолима: деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет!" Киношники вынужденно передали прекрасный парусник на баланс "Интуриста". И "Испаньола" всего с тремя фильмами в послужном списке превратилась в ресторан.

Реклама

В ИСТОРИИ С ИХТИАНДРОМ КОРАБЛЬ НАЗВАЛИ "МЕДУЗОЙ"

На борту. Леван Учанейшвили в роли Педро Зуриты. Фото: М. Львовски

Реклама

"Испаньола" на набережной, даже в кабацком состоянии, со всеми противопожарными переделками и заменой многих деревянных фрагментов, до сих пор остается интересной для кинематографистов. На ее палубе сняли десятки клипов и сотни сцен в сериалах. А в 2003 году у шхуны и вовсе была серьезная роль в морской истории. Режиссер Александр Атанесян в новой версии "Человека-амфибии" использовал интерьеры ялтинской бригантины — трюм и кают-компанию как фрагменты внутренних помещений "Медузы" — корабля Педро Зуриты. На борт поднималась, помимо Ихтиандра (Саид Дашук-Нигматуллин — сын каратиста из "Пиратов ХХ века) и Гуттиэре (ее роль исполнила, тогда еще дебютантка Юлия Самойленко), еще и американская журналистка Джинна. Персонаж, который режиссер придумал специально для Анастасии фон Калманович (вторая жена миллионера Шабтая фон Калмановича, экс-продюсер Земфиры). "До Крыма мы были в экспедиции на Кубе, — вспоминает Настя. — Там у нас "Медузой" была какая-то реальная старая шхуна. Я не морской эксперт, но, сравнивая ее с крымской "Испаньолой", видно было, что сделана она добротно, со вкусом и знанием дела. По ощущениям — все как на настоящем корабле".

НАШЛИ ЕГО ВО ЛЬДАХ

Легенда Ялты. Валерий Павлотос у "Испаньолы" спустя 40 лет после перехода. Фото: М. Львовски

До появления в Ялте парусник 1953 года постройки под грозным названием "Клим Ворошилов" бороздил просторы Азова и Черного моря. Киношники приметили его в феврале 1970-го на Днепре в Голой пристани, вмерзшим в лед, и выкупили его у Херсонского винзавода. "В послевоенное время он совершал рейсы из Скадовска в Одессу с херсонскими арбузами, — вспоминает Павлотос. — Потом перевозил виноматериалы — трюмы деревянного судна были пропитаны их ароматами. Судно было двухмачтовым — на мачтах косые паруса, имелся также дизель мощностью 150 лошадиных сил".

ТРОПИКИ СНИМАЛИ С ЛЕДЯНЫМ ВЕТРОМ

Фото из архива В. Павлотоса

Сроки съемок "Острова сокровищ" по объективным причинам сместились. И приключения Джима Хокинса, сквайра Трелони и доктора Ливси в жарких тропических морях пришлось снимать под свист ледяного ветра и при изнуряющей качке до марта 1971-го. В результате это отразилось и на качестве фильма, и на его стоимости.

ГОВОРУХИН УСПЕЛ ПОКАТАТЬ РОБИНЗОНА

Фото из архива В. Павлотоса

Летом 1971-го у берегов Крыма бригантину задействовали эстонцы в фильме "Русалочьи отмели", а осенью она ушла в Сухуми на съемки фильма Станислава Говорухина "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". Режиссеры уже записывались в очередь, чтобы получить на съемки этот прекрасный парусник.

ЯЛТЕ ПОМОГАЛИ ХЕРСОНСКИЕ ДЕДЫ

Фото из архива В. Павлотоса

"Когда "Испаньола" была спущена на воду, — вспоминает инженер-конструктор, — ее привели для достройки на плаву к причалу херсонского яхтклуба, и мне пришлось заниматься монтажными работами над палубой бригантины, руководя херсонскими такелажниками, каждый из которых мне в деды годился".