История одесского моряка: рогатки от крыс и расстрел Севастополя

6 апреля 2015, 06:55
Работа в море бывает не только романтической и героической, но и веселой, смешной и полной забавных приключений, которым может позавидовать любой шутник на суше

   

Реклама

Мы продолжаем рассказывать морские истории одесситов, а в День дурака узнали, как подшучивают друг над другом члены экипажа, и какие розыгрыши популярны в море. О последних нам поведал военный моряк Константин Синицын, который на собственной шкуре узнал, что значит "принести вакуум" по команде какого-нибудь шутника, и пил соленую морскую воду.

НАПУГАЛИ ГОРОД. "В роли вакуума выступали ведра полные всевозможного железа, гаек и ключей, которые заливались водой до краев — пронести эту тяжесть, не расплескав, надо было через весь корабль", — вспоминает военный, добавляя, что в море шутят как в День дурака, так и без повода. Похожая шутка была, когда молодого матроса просили найти некий "клотик" и выполнить там какое-то задание. Не все знали, что клотик — это наделка вверху мачты. "А при первом выходе в море новички должны были выпить большой плафон с морской водой того моря, в котором находились — около одного литра. Если воду Черного моря еще можно проглотить, то Красного или Средиземного — настоящее испытание", — смеется наш собеседник.

По словам Константина, свои забавы были и у работников машинного отделения. "Там находилась система парового тушения. Матросы любили выпустить пар и с дикими криками "Пожар!" бегать по трюмам в поисках убежища.

На памяти Константина случались и ситуации, в которых было не до смеха. Однажды во время проверки механизмов артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой случайно развернулась и холостыми снарядами расстреляла Севастополь. "Один снаряд попал в заводскую трубу и местные жители решили, что начались боевые действия", — рассказал моряк.

КОНФУЗ. По словам Константина, во время несения службы на море к любому событию следует относиться с юмором — только так и можно преодолевать трудности. "Как-то наш корабль посетил адмирал Сергей Горшков. К его приходу готовились несколько недель. Ведь несмотря на свой преклонный возраст, тогда ему было за семьдесят, военный славился своей щепетильностью и привычкой спускаться в самые глубокие трюмы и отделения корабля. В результате, экипажу пришлось приводить в порядок весь корабль. У нас был один неизвестный и давно неработающий пульт — с помощью картонок, краски, клея и лампочек мы сделали видимость его функционирования. Но все равно не удалось избежать конфуза. Поручни так вымыли, что они начали окисляться. В результате, на белоснежных перчатках адмирала остались серые разводы", — вспоминает Синицын.

КОШКИ-МЫШКИ. Впрочем, бывало и не до шуток на корабле, где служил наш герой — однажды там завелись огромных размеров грызуны. Матросы даже начали бояться за свою жизнь. "Особенно страшно было дежурить ночью, когда они шуршали в темных углах и блестели своими огромными глазищами. Тогда мы сделали рогатки и отстреливались гайками. Позже решили завести кота. Правда, недолго мы его видели — испугался, когда он увидел, кого придется ловить, то испугался и сбежал", — рассказывает моряк. И добавляет, что несмотря на в целом веселую службу, работа в море была такой сложной, что не всегда находилось время на праздники.

Реклама

"Самый лучший день в море — день рождения. Ведь в этот день можно было целый день спать. Такое даже на Новый год нам не позволялось. Зато в новогоднюю ночь можно было смотреть иностранные музыкальные передачи. Однажды офицеры запретили смотреть телевизор матросам, а один из них так разозлился, что проткнул иголкой телевизионный кабель. Впрочем, желание насладиться иностранной музыкой было столь велико, что одному из них пришлось посреди ночи взбираться на самую высокую мачту, чтобы на ощупь найти поврежденное место и наладить связь", — рассказывает моряк.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Наш герой рассказал, что немало конфузов у молодых моряков возникает из-за особенной терминологии. Например, лестница в море — трап, пол — палуба, потолок — подволок, а веник — голик.

Реклама

Особые морские прозвища есть и у служащих. Так, на первом году службы матросов называют духами, отслуживших полтора года — полторашниками. Спустя еще полгода можно стать подгодком. После демобилизации моряк превращался в гражданского.