История одесского моряка: ром от Фиделя Кастро и "коралловое разминирование"

29 марта 2015, 06:15
Морской старшина рассказал, как во время службы в ВМС совершил два боевых похода, заглядывался на кубинок и ловил краба на красную нить

     

Реклама

Нашего нового героя Александра Старцева, прошедшего путь от матроса до морского старшины, с морем связала служба на флоте. Неся службу на противолодочном крейсере "Ленинград", моряк за три года успел принять участие в нескольких опасных операциях Согласно распределению, наш собеседник в 18 лет оказался в электромеханической боевой части корабля, на палубе которого размещались четыре вертолета-тральщика.

"УХВАТИЛ ЧЕСНОКА". На службу Александр Старцев заступил в 1983 году вместе с другими призывниками и студентами вузов с военными кафедрами. Свой первый боевой поход молодая команда совершила на Кубу. "Тогда меня шокировало гостеприимство кубинцев и их любовь к Советскому Союзу. Стоило нам зайти в порт, как в восемь утра на наш корабль хлынула толпа, которая просила у нас черный хлеб и селедку — на Острове свободы таких лакомств не было", — вспоминает герой. И добавляет, как однажды к ним приехала фура с кубинскими подарками — ящиками овощей и фруктов. "Матросы ринулись к ним, и не глядя начали разбирать ящики. Кому-то повезло — им достались манго, помидоры, а я ухватил ящик чеснока", — смеется Александр.

Особые воспоминания у него — о кубинских пляжах. "На пляже Варадеро каждому моряку выделили по одному гамбургеру и неведомому апельсиновому напитку в банке. На этом открытия не завершились — главным оказалось знакомство с кубинками. Очень нас впечатлили экзотические мулатки", — вспоминает собеседник. А на прощание каждому моряку вручили подарок от Фиделя Кастро — бутылку рома и кубинские сигары. "Эти сокровища командир от нас быстро спрятал и выдал только, когда мы уже уходили на гражданку", — вспоминает моряк.

Реклама

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ПОХОД. Не менее интересным был и второй боевой поход нашего собеседника. "Наш рейс начался в августе и проходил через Босфор и Дарданеллы, Средиземноморье, Суэцкий канал, Аденский залив, Индийский океан и завершился на торжественном параде военно-морских сил в Севастополе 7 ноября. Команда присутствовать на параде была столь внезапна, что мы чудом успели добраться до Совастополя всего за несколько дней", — делится Александр Старцев.

Для уже 20-летнего моряка такой поход оказался настоящим испытанием, прежде всего из-за особенностей климата. "Температура воды за бортом превышала 29 °C. Казалось, что ты находишься в сауне, а не на корабле. Из-за такой экстремальной жары командир корабля установил вахту два через два часа. В таком режиме голова работала с трудом и, казалось, что еще немного и сойдешь с ума. На верхней палубе тогда установили трубу, которая перекачивала воду. В ней просверлили дыры, соорудив таким образом самодельный круглосуточный душ", — вспоминает поход моряк.

ЛОВИЛИ КРАБА НА НИТЬ. Несмотря, на тяжелые условия службы во флоте экипаж "Ленинграда" находил время для отдыха и развлечений. "Проход через Красное море подарил немало счастливых дней любителям рыбалки. Казалось, что тут можно поймать все на свете — любую экзотику! Матросы жарили и сушили эту рыбу на небольших плоскостях рядом с котлами в машинном отделении корабля. Гадость получалась невероятная, но это не останавливало ни рыбаков, ни кулинаров", — смеется Александр Старцев и добавляет, что ловить морскую живность было довольно легко. Так, чтобы наловить на ужин маленьких крабов, было достаточно привязать к леске моток красных ниток — за считанные минуты на него наползало множество крабиков, которых позже варили и с удовольствием поедали члены экипажа.

Реклама

Помимо боевых заданий, во время своего второго похода наш герой особенно запомнил так называемое "корраловое разминирование". "У нас на корабле была водолазная команда и на всех остановках они спускались за борт и срезали драгоценные кораллы, из которых потом делали подарки руководству, себе и своим родным", — вспоминает Александр.

НА ОДИН ДИНАР

Однажды молодым морякам удалось прогуляться по бывшей столице Йемена — Адене. "Отпускали нас только группками и на каждого человека выдали на сувениры по одному динару — около одного доллара США. На эти деньги можно было купить разве что ручку с часами или бритвенный станок", — вспоминает Александр. Ему же хотелось купить музыкальную пластинку — моряк и сейчас помнит, как его впечатлил музыкальный магазин с новинками любимых исполнителей.