Языческая Пасха в Херсоне

22 апреля 2008, 08:46
Херсонские родноверы встретили Рахманскую пасху, соорудив из веток символ солнца, позвенев колокольчиками и бросив в воды Днепра яичную скорлупу.

Обряд. Родноверы приносят в жертву своим богам хлеб, фото Е. Федорова

В апреле в любимом месте отдыха херсонцев — Гидропарке — провели старинный языческий обряд. Причем обряд с настоящим жертвоприношением богам. Таким специфическим образом около десятка людей, называющих себя родноверами, отпраздновали Рахманскую Пасху — день памяти рахманов — мудрецов, которые жили при общинах, а после введения христианства уединились, дабы сохранить свою веру. Староверцы же в те времена целенаправленно истреблялись, а выживали, в основном, молодые люди и дети, не знавшие всех традиций.

Подготовка началась прямо с утра: дети, молодежь и люди среднего возраста принялись сооружать шест с колесом наверху — символ солнца у славян. Современные родноверы в рубашках-вышиванках и с повязанными вокруг лба лентами выглядели несколько нереально и даже напоминали участников съемок некоего исторического фильма. Взяв в руки небольшой топорик, они отправились в заросли Гидропарка на поиски материала, годящегося для сооружения символичного колеса. За главного здесь был, судя по всему, голубоглазый паренек с длинными русыми волосами, собранными на затылке в пучок. Он же объяснял, как и что следует делать.

Реклама

СВЯТОЯР. Наш собеседник и проводник в таинственный мир родноверов — Денис. По его словам, родноверы — это люди, которые интересуются жизнью и традициями древних славян, живших еще до Крещения Руси и появления христианства. Сейчас принято считать наших давних предков язычниками. "Это не совсем так, — говорит Денис, — язычниками называли представителей любой другой веры. А славяне верили в единого бога — Рода, который, тем не менее, мог существовать во многих проявлениях — этим проявлениям и присваивали лики "мелких" богов, например, Перуна или Сварога. Информацию о древних традициях и верованиях родноверы передают из поколения в поколение. Наши обряды — это тот случай, когда главное не форма, а содержание. То есть люди собираются не потому, что это модно, не ради повода устроить застолье с выпивкой. Мы же во время обрядов не едим и не пьем спиртное. Для нас главное — найти в обряде особый смысл и действительно почувствовать отдачу таинственных сил. Во время обрядов ощущается огромный приток энергии, в ладонях появляется тепло или легкое покалывание, исчезает усталость, уходят грусть и тяжелые мысли. Что может быть лучше, чем пытаться сохранить культурное наследие и жить по законам наших предков-славян?".

Родноверы придерживаются мнения о существовании трех параллельных миров: мира богов, которые всегда правы (Праве), реального, явного мира людей (Яве) и мира душ умерших (Наве). Для них очень важно сохранить связь между поколениями, передать потомкам древние культурные традиции, а также жить в согласии с природой — считается, что это дает им колоссальные силы.

В Херсоне Денис собрал вокруг себя людей, склонных разделять древнеславянское ощущение мира. "Года два назад я увлекся музыкой — смесью рока и этноса, у нас была своя группа, — рассказывает он. — Получилось так, что сначала я заинтересовался старинной музыкой, инструментами, а потом "вышел" на славянскую культуру, к которой отнесся всерьез. Потом как-то собрался в Киев и увидел в Интернете информацию о том, что как раз в этот день на Замковой горе — в историческом центре Киева — соберутся родноверы, и будет проходить обряд имянаречения. Пришел, посмотрел и даже стал участником обряда". Суть обряда заключалась в том, что каждый участник должен был принести с собой белую одежду (старую потом сжигают в костре), хлеб, мед и мак — символы сладкой жизни, после чего жрец, как и в старину, присваивает ему древнеславянское имя, которым он может называться в общине родноверов. Денис придумал себе старинное имя — Святояр. А после киевского обряда продолжил традицию в Херсоне. Там, кроме него, есть еще несколько человек, например, Любомир и Добролюб, прошедших такой же обряд. Остальные пока зовутся так, как их назвали родители.

Реклама

Одна из традиций родноверов — выбрасывать в Великую субботу в реку скорлупы яиц, которые якобы доплывают к Рахманам через три с половиной или четыре недели.

СОЛНЦЕ ИЗ ВЕТОК. Итак, херсонские родноверы нашли полусухую ветку, к которой крест-накрест прибили еще несколько сухих палок, сооружая оси будущего колеса. По кругу прикрепили бичевкой сухую траву и ветки. Получился необходимый для свершения обряда символ солнца. Его воткнули в землю, привязав разноцветные ленточки. Молодая девушка в вышитой рубашке и с распущенными по плечам волосами проверила, чтобы каждая лента доставала до земли. Неподалеку собравшиеся разожгли костер и, наконец, приступили к любопытному обряду: Денис читал вслух нечто вроде древнеславянской молитвы, а люди ходили вокруг костра и звонили в колокольчики. Затем молодой человек опустил в огонь буханку белого хлеба и очищенное пасхальное яичко, после чего скорлупу бросили в Днепр. Жертвоприношение состоялось.

СТАРЦЫ-РАХМАНЫ ЖИЛИ ДО 1800 ЛЕТ

Реклама

В древности рахманами называли людей вроде монахов-отшельников. Считалось, что это — святые старцы, которые питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня определенного дерева. Древние славяне верили, что рахманом может стать далеко не каждый. Так, верили, что только мужчина, который воспитал с женой двоих детей, может идти в отшельники и обретать мудрость. Рахманы жили в пещерах и спали на постелях из сухих листьев. Славяне верили, что со временем такой образ жизни приводит к тому, что человек начинает слышать ангелов, которые рассказывают ему о грехах и добрых делах других людей. Их задачей было молиться за род человеческий, оберегая его от злых сил. Считалось также, что эти старцы — долгожители, могут прожить от 100 и до 1800 лет.

По словам Дениса-родновера, сейчас верования древних предков возрождаются. Раньше они передавались устно из поколения в поколение.