Ювелир из Одессы образы украшений видит во сне и отказывается делать слитки "новым русским"

22 августа 2008, 08:54
Постигая все тонкости своего дела, Виктор Данилин работает с драгоценными камнями и металлами уже более двадцати лет.

Из моряка в ювелиры. Двадцать лет Виктор имеет дело с драгоценными металлами и камнями, фото Ю. Андрианова

Реклама

Виктор придерживается мнения, что настоящий профессионал должен совершенствовать свое мастерство всю жизнь. Только тогда каждое новое его изделие будет уникальным. Ведь даже по одному эскизу можно сделать как простое, так и эксклюзивное неповторимое украшение. "Усидчивость, талант и техническая подготовка ювелира всегда отражаются на его работе", — уверен он.

Мастер говорит, что многие камни были в его руках. Бриллианты, аметисты, жемчуг, янтарь, изумруды, сапфиры, топазы... Но любимого камня у него нет. Сам Виктор предпочитает не носить ювелирных украшений и мечтает поработать с турмалином, кристалл которого бывает нескольких цветов. А вот жене ювелир сделал свой самый дорогой подарок — кольцо с бриллиантами, над которым очень долго работал. Супруга обладает, по мнению мастера, безупречным вкусом. В повседневной жизни она предпочитает носить только обручальное колцо, а на выход надевает небольшое количество украшений. "Она и сама очень творческая натура, раньше работала кондитером, оформителем тортов за границей, — рассказывает Виктор. — Жена спокойно относится к драгоценностям".

Образы украшений в основном к мастеру приходят в нерабочее время, а чаще всего во сне. Поэтому карандаш и бумага всегда находятся возле подушки. "Как только в голову приходит идея, я немедленно зарисовываю ее на бумаге, так как утром она с памяти может стереться". Виктор считает, что это божественные послания. Тем не менее на эскизы, которые ювелир берется претворять в изделия, уходят пачки бумаги. Что касается заказчиков, то Виктор Данилин считает, что с заказчиками-мужчинами проще договориться, чем с женщинами. "О, женщина, — это целая вселенная, которую сложно понять... И ювелир, воплощая желания заказчика, должен быть еще и психологом", — говорит он. Самые большие изделия Виктору заказывали во времена перестройки новые русские: массивные цепи и кресты по 10 см. "Объяснять человеку, что более художественное и с меньшим весом изделие будет смотреться эффектнее, было в большинстве случаев бесполезно. И если заказчик настаивал на своем желании повесить на шею "слиток", то я отказывался от заказа, — вспоминает ювелир. — Теперь у людей вкус заметно поменялся в лучшую сторону, они больше стали понимать, что ценность не в весе, а в художественности и изящности.

Реклама

МАТРОС. Окончив мореходное училище, Данилин два года плавал на флагмане "Максим Горький" и на учебных судах матросом-мотористом, совершая кругосветки. Затем пошел в армию, после окончания службы закрыли визу — таковы были законы. После Виктору предложили работу на судоремонтном заводе, но он чувствовал, что хочет чего-то более творческого. Поэтому услышав о наборе в училище при Одесском ювелирном заводе, поступил обучаться ремеслу огранщика. Срок обучения был восемь месяцев. Во время учебы среди учеников проводились конкурсы по всему Советскому Союзу — на лучшую огранку и новые модификации. Тогда Виктор изобрел новый способ огранки и, заняв первое место, получил премию в размере сорока рублей. "А если бы дело было за границей, то я бы уже был миллионером, так как огранку пустили в производство, а получение процентов с этого в Союзе закон не предусматривал", — сетует он.

Каждые два года мастер повышал свою квалификацию. Сейчас, достигнув уровня ювелира-модельера, он участвует во всевозможных выставках и конкурсах. В 2000 году Данилин вместе с другими мастерами завода "Аурум" занял первое место в конкурсе, который состоялся в Мадриде в музее Прадо. Всего тогда участвовали 170 фирм из 140 стран, среди которых были такие мировые марки, как Тиффани, Картье, Ван Клиф.

Так сложилось, что все мужчины в семье Данилина что-то мастерили. Отец — инженер-электрик — был начальником канатной дороги в Отраде. Дед придумал свой фотоувеличитель и занимался фотографией на ткани и керамике. Прадед был известным кузнецом.

Реклама

"Пока я занят работой и творчеством. А в будущем надеюсь открыть свою мастерскую и обучать там начинающих ювелиров. Собственно ювелир — это и дизайнер, и формовщик, литейщик, восковщик, огранщик, шлифовщик, закрепщик... Но в первую очередь нужно обладать художественным видением, иначе изделия будут грубыми и "тяжелыми". А самое сложное в работе — наложение горячих эмалей, мало кто владеет этой нелегкой техникой", — рассказал Виктор.

"ИСКУШЕНИЕ" И ПОДАРОК ОТ КОРОЛЯ

Виктор очень трепетно относится к материалу, с которым работает. И если имеет дело с уникальными камнями, пытается узнать их историю. "Как-то ко мне в руки попал камень цвета аквамарин — большого размера и редкой чистоты, редкой прозрачности. Желание заказщика было распилить и сделать серьги. Я отказался, ведь настоящая красота и ценность этого камня заключалась в его величине. Как потом оказалось, драгоценность моему заказчику подарил король Шри-ланки".

А вот браслет "Искушение" с огромным янтарем мастер изготовил для женщины "бальзаковского возраста", которой был очень дорог именно этот камень. Янтарь сам по себе не имеет особой ценности, даже считается подделочным камнем, но за счет своей неповторимости в каждом миллиметре, во все времена находит своих приверженцев. В браслете он оформлен в красное золото. Работа стоила около 500 долларов.

ИЗЯЩНЫЕ ВЕЩИЦЫ

"ПРИДВОРНЫЙ БАЛ"

Эти серьги созданы из белого и красного золота 585 пробы. На вставках: бриллианты, гранаты и горячая эмаль. Сложность работы с этим изделием, заключалась в наложении эмали на ленточки, имещие множество изгибов. Сережки сделаны в единственном экземпляре.

"ПЕРО ПАВЛИНА"

Брошь из желтого золота 750 пробы. Вставки эксклюзивного изделия: аметисты и гранат. Говорят, что перо павлина считается плохой приметой. Однако Виктор, который сотворил эту изящную брошь, объяснил, что не верит суевериям.

"ПАНАГИЯ С ИИСУСОМ ХРИСТОМ"

Подвеска выполнена из желтого золота, покрыта горячей эмалью и усыпана бриллиантами. К крупным изделиям у мастера особый подход. Он старается сделать их зрительно легкими и изящными. Изделие в единственном экземпляре.