К одесскому кукольщику Ахметов и Ева пришли во сне

27 мая 2010, 20:42
Скульптор снабдил Януковича штурвалом, Кастро — бутылкой водки, а Хрущева – туфлем

Михаил Коломей. Готовит пластилиновый нос для куклы-политика

Реклама

Семь лет назад группа одесских умельцев увлеклась созданием кукольных юмористических композиций. Идейный вдохновитель творческой студии — довольно колоритная личность — коренной одессит Михаил Коломей. По образованию — техник-механик газотранспортного оборудования, в 80-х он возглавлял предприятие, обшивавшее многие театры СССР, позже стал у руля одесской телекомпании, писал стихи и картины. Однажды Михаилу приснился сон, в котором он, орудуя подручными средствами, создавал прекрасные куклы. Утром художник проснулся, охваченный идеей, и сразу взялся за дело, с этого и началась история артели "Кукольная Одесса". С тех пор в коллекции Коломея появились копии Рината Ахметова, композитора Игоря Крутого и даже нынешнего президента Украины (всего — около 60 композиций). "Януковичу в 2004 году подарили его куклу в костюме моряка со штурвалом. Он аж прослезился, — вспоминает Михаил. — У него, оказывается, мечта с детства — быть мореплавателем. Для куклы Медведчука пошили специально знамя СДПУ(о). Сейчас она у него дома". Кукольщики говорят, что свои творения не продают. Но цену им знают — от $10 000. "Очень кропотливый труд, дорогие материалы", — говорит Михаил.

"Сегодня" побывала в святая святых кукольщиков. В мастерской как раз кипела работа над новой композицией: Михаил вылепливал нос для пластилиновой головы (мастер не раскрывает имени куклы до момента полной готовности, нам только удалось выведать, что это будет очередной политик), а главный костюмер коллектива Валерий Иванов мастерил розовый галстук. Весьма упитанный новый прототип, как обычно, пришел к Михаилу во сне две недели назад. Он переносит увиденное на бумагу, вылепливает вместе со скульптором тело будущего героя из пластилина, изготавливает гипсовый слепок, который заполняет специальным пластиком. Готовую куклу разрисовывает краской (в нее входит и секретная составляющая, которая способствует тому, что краска долго держится, а куклы выглядят, как живые).

Параллельно куклу обшивают. "На костюмы уходит не меньше месяца. Материал подбираем под характер каждой куклы, а еще он должен соответствовать тому времени, когда жил наш герой", — говорит Валерий Иванов. Кукольщики используют энциклопедию моды 1986 года и ручную швейную машинку 1937 года. "В советское время ею наградили мою прабабку — героя труда, — с гордостью говорит Валерий. — У нас и современная есть, но она капризная. А советская все берет. Иголочку заменил, молоточком постучал — и готово!" За материалами для нарядов кукольщики ходят в магазины ткани, детской одежды и на Староконный рынок. "На барахолке мы — каждые выходные, — улыбается костюмер. — Ищем материалы, которые уже не выпускают".

Реклама

Финал — одеть и установить кукол. Тут многое зависит от характера персонажа. "Надоедливого Люсика из рассказа Бабеля три человека одевали, — вспоминает Михаил. — Он вертелся, как живой!" Устанавливают композицию где-то две недели. "Каждая деталь должна быть завязана. Миллиметр имеет значение", — уверяет он. В процессе возникают новые идеи. Так, к "Чаше мира" Михаил придумал постамент. "Мы всегда соблюдаем пропорции. Делать Хрущева таким высоким, как Кастро, нельзя. Он физически ниже ростом. Вот мы поставили его на три книги "Основы научного коммунизма", — говорит мастер.

ХРУЩЕВ С ТУФЛЕЙ И КАСТРО С ВОДКОЙ

Самая свежая композиция "Кукольной Одессы" — "Чаша мира" с эпиграфом "Чей туфля? Моё!", посвященная Карибскому кризису 1962 года. В ней соседствуют три знаменитых политика: Кеннеди, Кастро и Хрущев. Главы США и СССР держат на металлических цепях земной шар, пытаясь перетянуть его каждый на свою сторону. У Никиты Сергеевича в руке туфля, в которую Фидель щедро льет водку. Туфля протянута в сторону американского президента, символизируя своеобразную чашу мира. "Кеннеди, Хрущева и Кастро мы готовили 5 месяцев, — говорит одесский кукольник Михаил Коломей. — Это очень сложная композиция. Когда сами люди не любят друг друга, то и куклы испытывают обоюдную неприязнь. У нас Кеннеди долго одеваться не хотел, а Кастро все время норовил повернуться в другую сторону. Как ни странно, Хрущев оказался самым дисциплинированным".

Реклама

БУШ ЗАГРУСТИЛ ПОСЛЕ ИРАКА, ПУТИН, НАОБОРОТ, СТАЛ ВЕСЕЛЕЕ, А У КОБЗОНА ВСКОЧИЛА ШИШКА

Одесский кукольник уверяет, что по его персонажам можно четко отследить изменения в жизни их прототипов, особенно явные признаки оставляют неудачи и болезни. "Мы делаем куклы из очень крепкого материала, их повредить достаточно сложно. Но вот в чем мистика: у кукольного Буша широкая улыбка сама собой стала меньше, когда у политика дела в Ираке пошли плохо. А Путин, наоборот, шире заулыбался. Когда Кобзон и Козырев болели, у их кукол розовый цвет лица сменился мертвецки землянистым. Как только у них со здоровьем все наладилось, на лица персонажей вернулся румянец и нормальный здоровый оттенок кожи. Сейчас у куклы Кобзона над правой бровью вылез бугорок, и он пошел пятнами. Ему стоит уделить внимание своему здоровью", — ставит диагноз Михаил.

НА АДАМА И ЕВУ УШЛО 14 МЕСЯЦЕВ

Тяжелее всего кукольникам далась 8-метровая композиция "Начало" — одна из первых и самых узнаваемых работ Коломея. Еву, Адама, змия и сад артель изготавливала 14 месяцев. Больше всего времени ушло на то, чтобы расписать и развернуть в нужных ракурсах 3-метровые фигуры. "Они ведь голые, их надо правильно развернуть, — говорит Михаил. — Расставляли 3 недели. Больше всех капризничала Ева — она же женщина. Все время норовила по-другому развернуться". Эта композиция уже несколько лет радует жителей ул. Щорса.

Ольга Князь