Как строилась Одесса: две семьи в одной комнате и мафия управдомов

31 марта 2012, 10:30
После войны Одесская область выросла вдвое, в Южной Пальмире появились новые районы

Дерибасовская. На центральной улице было несколько подвальчиков — «винарок». Фотоархив автора

В первые годы после войны одесситы отстроили разрушенный город и приступили к возведению новых районов — население Одессы и области стремительно увеличивалось.

МАФИЯ УПРАВДОМОВ. После войны в Южную Пальмиру стали возвращаться эвакуированные в 1941 году одесситы. Многие неожиданно столкнулись с тем, что их квартиры уже заняты — в Одессу хлынул поток желающих поселиться "на югах" со всего Союза. Добавляло остроты в "квартирный вопрос" и то, что горисполком раздавал ордера на пустующее жилье эвакуированных одесситов приезжим служащим многочисленных госучреждений, милиционерам и военным. Большая часть горархивов была уничтожена в годы войны, и одесский горисполком часто раздавал ордера по принципу "кто первый, того и тапки".

Реклама

Иногда это приводило к тому, что в одной комнате жили по две семьи. К слову, в отличие от нынешних чиновников тогдашние "номенклатурщики" никаких привилегий по сравнению с обычными одесситами не имели. Например, соседом автора статьи по коммунальной квартире (с общей кухней и туалетом на 8 квартир) в 70-е годы был завотделом одесского горисполкома, который вместе с женой и двумя детьми проживал в одной комнате. На общегородской квартирной очереди чиновник стоял с начала 60-х...

Нехватка жилья поставила управдомов в положение настоящих "королей квадратных метров". Под шумок они даже спекулировали квартирными ордерами. Цена одного у "черного" управдома в конце 40-х годов в Одессе достигала 40—50 тысяч рублей! Но с "управдомовской" мафией советская власть справилась быстро — в начале 50-х нескольких жуликов осудили на большие сроки. Распределение жилплощади взял на строгий учет горисполком, а нехватку жилья решили за счет новых районов на окраинах. Некоторым бесплатно выдавали ордера на участки для строительства дома. К слову, именно тогда на карте Одессы появился поселок Котовского. А в 60-е годы одесситы из коммуналок начали переезжать в "хрущевки" на Черемушках. Однако до конца расселить коммуналки так и не удалось.

К слову, второй рывок к статусу миллионника Одесса сделала в 60-е за счет притока населения из области — колхозникам разрешили получать паспорта и ехать на учебу в городские вузы. Обратно в села возвращались единицы...

Реклама

Привокзальная площадь. В 50-е годы ее украсили гипсовым вождем. Фотоархив автора

БИЗНЕС ПО-ОДЕССКИ. Жизнь в послевоенной Одессе и области существенно отличалась от других регионов СССР. После войны Одесса стала одним из немногих городов, где власть разрешила... полулегальный частный бизнес в виде артелей и мастерских по ремонту и пошиву обуви и одежды. В городе открылись многочисленные подвальчики-"винарки" с вином на розлив. Обком и горком партии пошли на такой шаг "скрепя зубами", по принципу "если не удается ликвидировать преступность, нужно ее возглавить": несмотря на строгие запреты на частное предпринимательство, стремление одесситов к гешефту (прибыли) обуздать было невозможно. Одесские портные обшивали местных модников, по дворам бродили точильщики ножей, на улицах сидели чистильщики обуви. К слову, в послевоенные годы многие жители СССР стремились получить путевки именно в одесские санатории. Приехав на "лечение", первым делом туристы устремлялись в питейные заведения, в которых за копейки можно было выпить стаканчик-другой отличного винца местного производства.

Реклама

Греческая площадь. В знаменитом "Круглом доме" были коммунальные квартиры. Фотоархив автора

ПРИРОСЛИ ИЗМАИЛОМ. Вместе с городом увеличилась и область. Свои современные границы Одесчина приобрела в 1954 году — советское правительство посчитало необходимым упразднить существовавшую с 1940 года Измаильскую область, присоединив ее к Одесской. Сделано это было не без умысла — Советскому Союзу было необходимо иметь мощный индустриальный регион на самом южном участке своей западной границы. Вместе с Измаилом в Одесскую область вошли Аккерман (Белгород-Днестровский), Вилково, Килия и Рени. Одесчина стала больше на 12 тыс. километров и приобрела еще два порта — Белгород-Днестровский и Измаильский. Современный вид эти порты приобрели только после того, как сюда были "брошены на усиление" опытные одесские портовики и судостроители, которые построили судостроительные заводы и причалы. На пользу присоединение пошло и сельскому хозяйству области — одесские ученые-селекционеры помогли поднять виноградарство в захудалых окраинных колхозах.