Как "Дерево любви" в Одессе потеряло своих ангелов

28 июля 2012, 12:30
Михаил Рева придумывает для городских скульптур сценарий игры со зрителем

Намедни "Сегодня" побывала в гостях у одного из самых талантливых и успешных украинских скульпторов — Михаила Ревы, известного одесситам в первую очередь по установленным в Горсаду "Двенадцатому стулу" и "Дереву любви".

Эти скульптуры до блеска отполированы миллионами туристов, которые готовы терпеливо выстаивать длинные очереди ради одной фотографии рядом с произведением искусства, а горожане, проходя мимо, уже настолько привыкли к ним, что иногда даже не выделяют из общего ансамбля — настолько органично вписались эти предметы в городскую среду. Для этого важно не только хорошо сделать работу, но и продумать определенный сценарий, по которому будет жить скульптура.

Реклама

"Пластика в этом случае становится частью взаимоотношений зрителя и скульптуры. Происходит своеобразная игра. Ведь главное — не стул, а кто как с ним фотографируется. Стул — это провокация. То же самое с деревом. Когда я его делал, внизу должны были стоять небольшие мальчик и девочка, держащие большое сердце. Но потом я понял, что этими персонажами станут зрители", — раскрывает свои задумки художник.

Ангелочки ушли от "Дерева" и вписались во дворик "Дома с ангелом". Фото: revastudio.org

Реклама

В итоге из одной композиции получилось две: ангелочки с сердцем отправились в реабилитационный центр Литвака ("Дом с ангелом". Кстати, золотая скульптура на фасаде — тоже дело рук Ревы), а дерево осталось в Горсаду.

Горсад. "Дерево любви" — самая "свежая" скульптура Ревы в Одессе. Фото: revastudio.org

Реклама

Его модель есть в мастерской скульптора, и она кажется гораздо крупнее своего двойника. Но это всего лишь зрительная иллюзия: если скульптуру вынести из помещения, она визуально потеряет четверть в размерах.

Made in 1994. Скульптуру принимают за работу времен Воронцова. Фото: revastudio.org

Просторная двухэтажная студия Ревы вообще больше похожа на музей. Кроме знаменитого дерева, здесь много предметов самых причудливых форм, в которых можно угадать облака, камни, траву, песок. "Природа — это сама жизнь. Для меня это главная формула творчества", — признается Рева.

ВЫРАСТИЛ ДИЗАЙНЕРА МОДНОЙ ОДЕЖДЫ

Как только разговор заходит о семейных отношениях, оказывается, что Рева — человек сентиментальный: "У меня очень большая и великолепная семья. Я человек семейный, потому что старший и живу так, как написал Экзюпери: "ты в ответе за тех, кого приручил". Просто стараюсь дарить родным любовь, и они дарят мне любовь в ответ — так мы друг друга поддерживаем. И вообще я обожаю детей, животных, бабочек и кузнечиков", — делится Михаил.

Автор и модель. В помещении "Дерево любви" кажется крупнее. Фото: Л. Серикова

Кстати, его дочь, Маша, пошла по стопам отца и уже добилась значительных творческих успехов как дизайнер модной одежды. "Она уже известней папы и входит в десятку лучших модельеров страны", — улыбается Рева.

СКУЛЬПТОР — О ТОМ, КАК ОДЕССИТЫ ЕГО УЧАТ РЕСТАВРИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ РАБОТЫ И В ЧЕМ СЕКРЕТ "12-ГО СТУЛА"

— Вы делаете проекты как для Украины, так и за рубеж. Где комфортнее, интереснее работать?

— За границей все построено на уважении личности, там легче реализоваться. У нас такая система только строится, но больше пространства для работы. Можно создавать культурный ландшафт, делать креативные вещи, которые будут формировать туристическую инфраструктуру города. В 1994 году я делал фонтан возле Воронцовского дворца, а в этом году мы его реставрировали. И когда установили, ко мне подошел человек и говорит: "Неправильно течет". "А вы, что, знаете, как это должно течь?" "Молодой человек, вас еще не было, когда я видел, как это течет". Одесситы воспринимают его не как современный, а сделанный еще при Воронцове. Он слился с городским ландшафтом, превратился в единый организм с ним.

— Какое место в этом организме занимает скульптура?

Тут рождаются скульптуры. Мастерская больше напоминает музей. Фото: Л. Серикова

— Она становится эдаким притягательным бриллиантиком. Если убрать Дюка с площади возле Потемкинской лестницы, то весь архитектурный ансамбль потеряет свою изюминку. Но и окружающая среда не менее важна. Если возле "стула" на Дерибасовской поставить ларьки, рекламные конструкции или вплотную построить кафе, эффект исчезнет. Важен контекст. Только тогда все вместе начинает работать и влиять друг на друга. Вместе с автором памятника Бабелю, Георгием Франгуляном, я разрабатывал пространственное решение. Скульптура там является доминантой, а территория превратилась в площадь, где можно гулять.

— Что больше всего хотелось бы воплотить в жизнь из нереализованного?

— Очень многое, но я смотрю на этот вопрос философски: надо делать то, что ты можешь. Один из таких проектов — мемориальный комплекс "Бабий Яр" в Киеве: огромный музей под открытым небом. Я чувствую буквально каждый сантиметр этого комплекса, который занимает порядка 22 тыс. кв. м. Проект уже разработан. В нем использован образ молитвенной ткани "талита", которой евреи покрывают голову, чтобы остаться наедине с Богом. Под ней расположен музей. На реализацию нужно около 30 млн долларов. В Одессе мечтаю построить фонтан возле Оперного, в виде рояля, сотканного из десятков тысяч элементов, — воплощенного кружева музыки. Я задумал его еще в 1988 году и тогда же выиграл конкурс. Может быть, когда-нибудь я этот проект и реализую.