Как одесситу сбежать от кризиса в моря

16 сентября 2009, 11:13
Чтобы уйти в рейс, матросу нужно выложить 2,5 тыс. грн. и говорить по-английски лучше, чем филиппинец

Мореплаватель — одна из самых популярных профессий в Одессе. А сегодня соблазн уйти в моря особенно велик. Ведь если на суше средняя заработная плата в городе равняется двум тысячам гривен, то в море ставка матроса стартует от 400 "зеленых", что составляет как минимум 3400 грн. в месяц. Однако для того, чтобы уйти в рейс, придется раскошелиться.

В крюинговых компаниях уверяют, что сейчас устроиться тяжелее, чем, скажем, полгода назад. В связи с кризисом суда лишаются заказов и простаивают. Есть и другие причины, прежде всего — высокая конкуренция со стороны филиппинцев и индонезийцев. Они беспрекословно выполняют свою работу, лучше знают английский, да и стоят дешевле. Средняя зарплата матроса-филиппинца — около $350.

Реклама

Шансы начинающих попасть к солидному судовладельцу (Великобритания, Голландия, Германия) — невысоки. "У некоторых компаний есть специальные программы — "кадетские", — рассказал нам курсант мореходки Степан Савичев. — Они подписали договор с нашим учебным заведением. По этой программе можно уйти в рейс кадетом или матросом, пройдя курс на матроса второго класса (около 1000 грн.)". Кроме того, курсанты отмечают, что больше шансов уйти в рейс у тех молодых людей, чьи родственники также моряки и уже зарекомендовали себя с хорошей стороны. Определенные трудности есть и у бывалых. "Если несколько лет назад я еще мог выбирать и отказывался от некомфортного судна с зарплатой в 3,5 тысячи евро, то сейчас такую работу еще поискать надо, — признался помощник капитана Михаил Опяткин. — Просто наши моряки, будучи в море, едва услышали о кризисе, сразу же продлили контракты, не сходя на сушу".

Работодателей же больше интересуют моряки с опытом и хорошим знанием английского. В крюинге говорят, что чаще всего нанимают старпомов и стармехов, а также вторых и третьих помощников, механиков. Реже капитанов, уменьшился спрос и на рядовой состав: стюардов, помощников поваров и кадетов. "Рядовой состав мы прекратили брать еще полгода назад. Сейчас берем только офицеров. Приходят многие, но отправляем в рейс не всех. Скажем, из 10 — одного-двоих. У нас высокие требования", — рассказал директор крюингового агентства "Лоуленд" Юрий Малишевский.

Если лет 8—10 назад обязательной была взятка менеджеру крюинга, то теперь у моряков другие статьи расходов: за пересертификацию и повышение квалификации нужно выложить от двух тысяч долларов. Это неофициальная цена, а официальное переоформление стоит значительно дешевле, но на него уйдет пару месяцев. "Я работаю два через два месяца, потому на курсах сидеть особо некогда. Чтобы было быстрее, многие едут переоформляться в Николаев или Ильичевск, платят большие деньги", — поделился опытом электромеханик Слава Зальский. Каждому нужно пройти медосмотр. "Понятно, что больного в море никто не выпустит, но к любой мелочи могут придраться, да и очереди. Дешевле дать 50—100 долларов и получить "красивый" медлист", — добавляет Слава.

Реклама

НА ЗВОНКИ РОДНЫМ

В рейсе моряку придется потратиться на связь. Одесситы покупают за рубежом местные телефонные карточки, либо пользуются спутниковой связью на судне. Многие компании оснащают суда IP-телефонией, разрешают по 10—15 мин. каждый день говорить с родными и общаться по интернету.

Реклама

Ольга Князь