Как тренируют собак-поводырей

24 сентября 2014, 04:19
Собаки могут запомнить до сорока маршрутов, перевести через дорогу и сходить в аптеку

Воспитывать поводырей начинают еще щенками. Фото: из архива В. Ярошук

Одесские кинологи и общественники уже несколько лет пытаются реализовать социальный проект по воспитанию собак-поводырей для незрячих людей, но не получают никакой поддержки от властьимущих. Идея проекта у одесситки Владиславы Ярошук родилась еще 10 лет назад, и хотя реализовать его до сих пор так и не удалось, кинолог не сдается и продолжает работу. "Сегодня" выяснила, почему одесситы не признают четырехлапых помощников и как они могли бы изменить жизнь десятков людей с ограниченными возможностями к лучшему.

ВАЖНА ПОРОДА. По словам кинолога, воспитывать поводырей начинают еще щенками, а сам процесс занимает больше года. "Не все собаки могут водить человека. Перед тем как начать воспитывать будущего поводыря, анализируется его происхождение и уравновешенность родителей, а потом и его собственное психическое состояние. Таким животным нужно крепкое здоровье и стерилизация", — поясняет кинолог. И добавляет: "Когда все эти требования соблюдены и "ученики" от общей подготовки переходят к спецкурсам, при помощи тестов начинается отбор тех собак, которым действительно можно доверить жизнь человека". В среднем из ста воспитанников остаются около пяти. К слову, благородная идея воспитывать собак-поводырей из выходцев приютов для животных — лишь утопия. "Важно знать родословную будущих провожатых, а у бездомных животных мы этого сделать не можем. Для такой работы подходят только чистопородные псы", — отмечает Владислава.

Реклама

ПО МАРШРУТУ. После того как отобранные щенки приучатся слушаться людей, с каждым из них начинает работать группа кинологов. Человеку плотно завязывают глаза, он хватается за ручку, закрепленную на собаке, и пробует передвигаться. Так питомец попадает в реальную ситуацию, где человек беспомощен. "Экспериментатор ходит, а его зрячие коллеги помогают собаке выбирать нужную дорогу", — рассказывает Владислава. Потом воспитанника знакомят с будущим хозяином, разрабатывают маршруты, по которым придется следовать и тренируют. Зачастую собаки запоминают до пяти постоянных маршрутов: магазин, аптека, дом, парк отдыха. Правда, бывали случаи, когда с особо активными владельцами лохматые исследовали до сорока дорог. "Человек говорит, например, слово "магазин", и четырехлапый ведет его в нужное место", — поясняет специалист и вспоминает, как на конференции в Ужгороде ей довелось с завязанными глазами ходить с венгерским псом-поводырем Орешком. "Впечатления — незабываемые, он был очень хорошо подготовлен", — восхищается одесситка. Такие собаки, говорит Владислава, даже обходят ямы на тротуаре, без проблем переводят человека через дорогу и помогают преодолеть ступени.

ВНЕ ЗАКОНА. Главное препятствие на пути к воспитанию и использованию собак-поводырей в Одессе — отсутствие в законодательстве такого термина как "собака-поводырь". "У нас с псом человек не может зайти в аптеку, банк или магазин. Все мы видели знаки, запрещающие вход с животными в общественные места",  — сетуют кинологи и говорят, что не все нуждающиеся хотят иметь такую собаку. Председатель Одесского общества незрячих Валерий Пилев поясняет: такие животные дорого обходятся, им нужны бытовые удобства и хороший корм. А вот соцпроект Владиславы как раз рассчитан на то, чтобы животные-помощники стали как можно доступнее для людей, нуждающихся в них. "В Европе 95% денег, необходимых на собаку-поводыря, предоставляет государство", — напоминает она.

Четырехлапые могут быть не только глазами людей, но и их ушами, руками и компаньонами. Одни питомцы помогают колясочникам преодолевать труднодоступные места, нажимать на кнопки, а другие избавляют от стрессов и депрессий. По словам специалистов, собаки помогают детям-аутистам не меньше, чем дельфины или лошади. А в Одессе даже создали областную благотворительную организацию реабилитации людей с ограниченными возможностями, которым помогают домашние животные. "У нас есть опыт воспитания зверей-помощников за спонсорские деньги, но без помощи города работать тяжело", — говорит председатель фонда Леонид Кочу.