Как выжить пассажиру

7 декабря 2007, 18:19
"Сегодня" узнала, где занять место в салоне маршрутки, чтобы не пострадать в случае аварии

По данным ГАИ, за минувший год по вине водителей маршрутных такси в Одессе произошло 122 дорожно-транспортных происшествия, в результате чего пострадало 203 и погибло 6 человек. Ввиду такой статистики "Сегодня" решила выяснить, кем или чем в большинстве случаев спровоцированы аварии, а также, где в микроавтобусах – самые опасные места.

Как оказалось, ДТП по вине маршрутных такси чаще всего случаются в период с пяти до одиннадцати часов вечера. Чуть реже — в утренние часы, а вот наиболее спокойная и, следовательно, безопасная пора — это обеденное время.

Реклама

ИНСТИНКТ ШОФЕРА. По словам начальника технического отдела областного ГАИ Сергея Щербаня, самые безопасные пассажирские места в автобусе — в глубине салона, как можно дальше от лобового стекла. Это подтверждает то, что в большинстве ДТП пассажиры, которые находились в середине салона, отделывались лишь легким шоком. А вот те, кто занимал передние места, справа от водителя, зачастую оказывались в больнице с тяжелыми травмами. "Опасно это место по причине того, что у водителя на уровне подсознания срабатывает естественный фактор самосохранения. Во время ДТП он инстинктивно выкручивает руль в левую сторону и убирает себя из-под удара, тем самым направляя пассажиров в эпицентр аварии", — поясняет Сергей Щербань.

Кроме того, вероятность аварии увеличивает превышение указанной нормы пассажиромест. Так, например, в "Богдане" предусмотрено 45 мест, из которых 21 – посадочное. Когда автобус перегружен, у него смещается центр тяжести, – машина становится менее устойчивой, а ее тормозной путь в случае экстренного торможения увеличивается вдвое. Если же, как часто это бывает, при этом водитель еще и обилечивает, то опасная ситуация усугубляется его невнимательностью в этот момент.

ЛИХАЧАТ. Дабы по максимуму миновать столкновения или успеть адекватно отреагировать, водитель маршрутки должен ехать по дорогам города со скоростью 40 км в час. На объездных — не превышать 60 км в час. Но вот на деле мы все, как пассажиры одесских маршруток, не раз убеждались в том, что этих ограничений мало кто придерживается. "Кажется, что водители возомнили себя автогонщиками, — возмущается одесситка Елена Долгих. — Они буквально соревнуются между собой, и везут при этом не меньше 40 человек!". "Гонки между водителями маршруток — это основной бич. Желтый свет светофора для них – зеленый. Проскочить на красный свет — раз плюнуть", — рассказывает начальник техотдела облГАИ. С такими нарушителями попытаются бороться ограничителями скорости. Эти устройства уже применяются в некоторых областях Украины, и сейчас одесские правоохранители ведут переговоры с фирмами – производителями лицензированных ограничителей и с владельцами автопарков. "Вся сложность в том, что в одесских автопарках – 80 % частных автобусов, и их владельцам может быть невыгодна установка ограничителей скорости. Тем не менее, мы ищем компромисс, поскольку это должно значительно снизить число аварий", — говорит Сергей Щербань.

Реклама

ГДЕ СИДЕТЬ БЕЗОПАСНЕЕ

Проконсультировавшись с водителями и сотрудниками ГАИ, "Сегодня" выяснила, на какое место сесть в маршрутке, чтобы были максимальные шансы выжить в случае аварии. После моделирования ударов с разных сторон оказалось, что самое безопасное — это место водителя. Он всегда видит, что происходит впереди, может пристегнуться ремнем безопасности и сгруппироваться перед ударом. Самое опасное место — кондукторское. Что касается пассажиров, то остаться целым во время ДТП можно лишь в том случае, если скорость бусика будет не больше 60 км/ч. Если же на спидометре – 80 км/ч и выше, как зачастую и бывает, после столкновения пострадает около 90 процентов пассажиров, кто-то может погибнуть. В первую очередь достанется стоящим пассажирам, затем сильно калечатся сидящие на передних, задних и боковых местах. Больше всех шансов выжить у тех, кто едет спиной вперед — их лишь вжимает в кресло, в то время как остальные летят грудью на спинку переднего сиденья.