У переселенцев и беженцев новая задача – как и где пережить зиму

14 сентября 2014, 21:00
Люди надеются, что наступит мир

Переселенцы не  хотят вспоминать пережитое. Фото:  принтскрин

А теперь о людях, которых власть полит-корректно именует переселенцами, а обычные люди – попроще – беженцами. У них зима впереди. И убежище, которое поначалу казалось неплохим выходом из ужасной ситуации – зачастую это санатории и летние детские лагеря – вскорости станет непригодным. Они надеются, что на Донбасс вот-вот придет мир – и тогда они вернутся в свои дома. Но многим и возвращаться-то некуда.

"Вот это я нарисовала дом, где мы живем. Вот это площадка".

Реклама

Там, где Надя живет сейчас, детских площадок нет. Но девочка не жалуется. В свои восемь она уже прекрасно понимает, что в стране война. Но рисовать все же предпочитает ту, трёхмесячной давности мирную жизнь. Уцелела ли ее многоэтажка в Донецке – бог весть. Петровский район часто фигурирует в сводках обстрелов города.  Сразу после приезда нашей съемочной группы на базу для переселенцев в Ялте Надя увязалась за нами и без конца задавала вопросы, ответить на которые не мог никто.

"Просто мне интересно – война вообще будет еще или нет. – А как бы ты хотела? – Чтобы не было. И мне интересно – кто придумал оружие".

После таких вот детских вопросов сложно продолжать съёмку. Дальше – больше. Практически в каждом домике как только разговор заходит о пережитом, обитатели не могут сдержать слезы.

Реклама

"Вы можете сейчас вспомнить состояние, котором вы находились, когда выезжали? – А я сейчас плакать буду, я не хочу"

Оксана Гавричкина все же собирается с духом и рассказывает, как бежала из Горловки с грудным Андрюшей и шестилетней Настей. Тогда много говорили о том, что в приморских посёлках дают приют переселенцам. Но не предупредили, что придется заново учиться жить. Например, еду готовить.

"Все. Сеточку поднимаешь. Дрова насобирали, укрыли брезентом. Костер распалили. Пока горит, сеточку быстро поставили, на него кастрюльки и…ну так готовим. Уже приспособились. Спартанские условия".

Реклама

Стирать тоже приходиться на улице, а спать под завывания ветра. Дома продувает со всех сторон.  Но к жизни в бараках как-то притерпелись. Главная проблема – накормить детей. Без денег Гавричкины выкручиваются, как могут.

"Вот они копали картошку местные фермеры. Резаная картошка получалась, они отдавали ее, потому гнить быстро начинает. И приносили, мы ее быстренько все. И соседи ели, их там вообще 12 человек было, один на одном сидели. Всем миром ели".

Гуманитарная помощь – единственное, что сегодня спасает переселенцев. Например, для Андрюши – это как подарок на полгодика.

"Гуманитарная помощь – за нее большое спасибо, потому что так я вообще не знаю, что было бы. Уже хотели продавать все, что есть".

Таких остро нуждающихся как Оксана только в Пэршотравнэвом районе – пять тысяч переселенцев. Гуманитарный штаб при фонде Рината Ахметова уже во второй раз отправил эшелон в зону АТО.

"Люди просят еды, люди просят кушать , и люди которые лежат в больницах. И пенсионеры", – говорит координатор гуманитарного штаба при фонде Рината Ахметова Римма Филь.

"В городах, где скажем так сложно, мы работаем с помощью волонтеров, и в таком случае даже частная машина, в которой находится 50 или сто продуктов , поверьте, может спасти".

"Спасибо большое фонду Рината Ахметова за то, что они дополнительный транш нам дают. Эти пять тысяч нам хватит даже до зимнего периода охватить граждан переселенцев, чтобы они ни в чем не нуждались хотя бы в продуктах питания. Первые шестьсот тонн уже прибыли в Мариуполь. А уже оттуда в прямом смысле проскакивали в близлежащие поселки. Мариупольская трасса – под обстрелом", –  говорит начальник отдела по делам семьи и молодежи Першотравневой райгосадминистрации Наталья Асланова.

У нас специфика одна – доставить груз. А где мы будем ехать и какие дороги – это уже все зависит от реального времени и боевых действий, где мы забираем этот груз 00.14.47

Продуктовые наборы на базе "Автомобилист" раздает сам хозяин. Переселенцы признательны Сергею Агурбашу – в трудную минуту не бросил и сейчас помогает во всем. Но в одном Сергей бессилен. С наступлением холодов из летних домиков людям придется съехать.

"Горловка уехала в первую очередь, там, говорят, по краям только стреляют. Дончаней много уехало", – говорит хозяин базы "Автомобилист" Сергей Агурбаш.

"Жалко людей, кто-то уедет, может, квартиры не будет. У меня были такие люди. Говорят, уехали, попал снаряд где-то рядом – забор, окна – все повылетало. Частный сектор. Все хотят мира".

Где перезимовать войну, если она продолжится, переселенцы не имеют ни малейшего представления. Если не дождутся помощи от благотворителей или государства, – будут вынуждены  вернуться в зону боевых действий, которой сейчас, например, является Донецк. Именно под звуки залпов там люди получают помощь. В Донецке центр по распределению гуманитарной помощи больше двух недель работает на "Донбасс Арене". Для живущих в зоне гуманитарной катастрофы – это единственный шанс выжить. Именно поэтому фонд Рината Ахметова будет отправлять гуманитарные рейсы в зону АТО постоянно.  3, 5 тысячи тонн продуктов доставят до конца сентября.

А в маленькой Ялте, где люди нашли временный кров надеются, что в один прекрасный день вместе с гуманитарной помощью придёт долгожданное известие: война окончена, пора по домам.

"Почему там не договариваются – твоя доля тут будет, а моя тут – А кто должен договориться? – Не знаю. Но кто-то должен".

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События" на канале "Украина" за 14.09.2014 19:00.