Как живут женщины за колючей проволокой

12 сентября 2010, 18:05
"Сегодня" побывала по ту сторону высокого забора. Обитатели женской колонии живут, как в пансионате, и дают концерты для родных.

Как живут женщины за колючей проволокой, фото О. Ермоленко

Реклама

Опрятные дворики, свежевыкрашенные белые бордюры, цветущие газоны — женская Качановская исправительная колония №54 встретила нас чистотой и порядком. На прошлой неделе здесь прошел день открытых дверей, посмотреть на жизнь "за решеткой" отправилась и корреспондент "Сегодня".

Вопреки ожиданиям, в Качановской колонии мы не обнаружили серых узких коридоров, не ощутили присущей таким заведениям сырости, не встречали людей со скованными руками за спиной. Как объясняет руководство, здесь тоже пытаются "держать курс на Европу": комнаты, в которых живут осужденные, все больше напоминают палаты детских лагерей или пансионатов: деревянные кровати, занавески и цветы на окнах. Более того, в распоряжении зэчек — телевизор, душевые кабины и санузлы, комнаты для приема пищи, оборудованные холодильниками и электроплитами. Заключенные работают в швейных цехах, где только современное оборудование. "Помимо этого мы проводим дни отделений (их в колонии девять. — Авт.). Каждую вторую субботу месяца приглашаем родственников осужденных одного из отделений, показываем им условия проживания, труда, питания. Осужденные организовывают концерты для родных", — говорит начальник Качановской исправительной колонии №54 Иван Первушкин.

Каждый день заключенные выходят на работу. А новенькие еще и садятся за парты: для этого есть школа и учебный центр, где обучают швейному и малярному делу. Женщины шьют спецодежду для коммунальщиков, спасателей, форму сотрудников департамента исполнения наказаний, одеяла. Другие собирают мешки для сахара и химпродукции, изготавливают тротуарную плитку. "Приловчилась. Выйду и обязательно займусь закройкой", — рассказывает Елена Немцева, которая попала за решетку за распространение наркотиков. Женщина говорит, что с наркозельем покончено, в свои 38 лет она думает о спокойной жизни после заключения. "У меня есть мама, папа и сестра. А вот детей нет", — делится Елена, которой осталось 2,5 года до освобождения. Многие на законный вопрос, почему оказались в колонии, не хотят отвечать. "Не слушалась маму, думала, что сама могу все решать, но ошибалась", — говорит миловидная 32-летняя Наталья, которая уже 9 лет в заключении.

Реклама

За труды, как и положено, женщины получают зарплату, от 400 до 1500 грн. в месяц. "Живые" деньги увидят только после освобождения, но уже сейчас могут совершить, пусть и небольшой, "шопинг". В магазине на территории колонии есть продукты — вплоть до вафельных коржей и сгущенки, из которых можно приготовить торт, бытовая химия, игрушки, одежда. "У нас на закупку одному отделению выделяют два дня. Потом очередь следующего. Процесс непростой: главный бухгалтер приходит со списком, в нем указаны деньги осужденных, на которые те могут рассчитывать", — говорят в колонии. За прошлый месяц 717 осужденных потратили в магазине больше 100 тыс. грн.

ПОДНЕВОЛЬНЫЕ ПОСТРОИЛИ ЦЕРКОВЬ И ПЕЧЬ
Сейчас Качановская колония занимает передовые позиции среди подобных учреждений в стране по уровню производства, а попросту — активно зарабатывает деньги, как обычное предприятие. "У нас рук не хватает, приходится отказываться от заказов. С работой будем точно до конца года", — говорит начальник колонии. Осужденные стараются сами обеспечивать себя и продуктами: на хоздворе — 197 кур-несушек, 134 утки и десятки кролей.

Как оказалось, под силу женщинам в неволе даже смастерить печку. "Ее строили сами осужденные. Заработала наша печка в конце июля. Так мы можем экономить электричество, ведь хлеб выпекаем в печи. Дрова у нас есть: сейчас в городе пилят аварийные деревья, вот мы и пользуемся тем деревом. В день мы выпекаем больше 500 буханок, за один раз из печи получаем 120 буханок", — говорит Иван Первушкин.

Реклама

Но одно из самых главных достижений осужденных — построенный еще в 2005 году храм УПЦ, освященный во имя иконы Божьей Матери "В скорбях и печалях Утешения". Хлопотали о его появлении сами осужденные, да и возводили самостоятельно, начиная от фундамента и заканчивая потолком. "Храм построили осужденные, все-все делали сами. Правда, только купола помогали делать нам осужденные из мужской колонии", — говорит начальник ИК № 54. А в 2008 году в ИК № 54 было завершено строительство колокольни.

УБИЙЦЫ СИДЯТ ОТДЕЛЬНО
В 2003 году в ИК №54 появился сектор для содержания женщин из всех областей Украины, приговоренных к пожизненному заключению. Сейчас здесь — 18 таких зэчек. Они изолированы от других осужденных: отдельные жилые помещения, место работы, столовая. "Сейчас их 17, одна осужденная отбыла в Днепропетровск для проведения следственных действий. Работает на производстве 14 человек, три из-за пенсионного возраста не трудятся", — говорит Иван Первушкин.

У каждой из 18 женщин своя история, но роднит их одно — убийства. Среди получивших высшую меру есть и пожилые, которые уверяли нас, что знают язык космоса, есть и совсем молодые — эти лишь хихикали при виде гостей. Есть и те, кто настаивает на своей невиновности. "Меня и моих двоих сыновей обвиняют в том, что мы убили наших соседей, кумовей. Но мы этого не делали. Я добиваюсь, пишу в инстанции, но ответы — отрицательные", — говорит 45-летняя Светлана из Енакиево, которая попала за решетку 3 года назад. Отбывают наказание в колониях и ее сыновья, которым на момент совершения преступления было 16 и 17 лет.