Кандидаты в Раду тратят деньги на пиар, а люди просят воду и дороги

1 августа 2012, 11:32
Победу предрекают тому, кто не будет раздражать и кого полюбят без гречки и билбордов

Старт в нардепы. Фото:

Официальное начало предвыборной гонки в АРК стартовало в понедельник, однако многие из крымских кандидатов в нардепы давно развернули масштабную борьбу за голоса. Одни задабривают жителей округа листовками, другие — подарками, третьи — обещаниями лучшей жизни. Мы решили разобраться, что поможет им принести победу в этой кампании.

Пенсионерка Татьяна К. из села в степном Крыму рассуждает: "Мне стали носить кучу бесплатных газет. Я им применение в хозяйстве нахожу, но как подумаю, сколько все это стоит — сердце кровью обливается. У меня в такую жару нечем огород поливать, вода из колонки еле струится, насос сгорел уже дважды за год. Кандидаты по музеям и библиотекам ездят, книжки раздают. Да вы придите к людям, и они скажут, что им не книжки и газеты нужны, а вода — летом и тепло — зимой!".

Реклама

Как считает крымский политолог Андрей Никифоров, вариант "стать своим" на округе — залог победы: "Необходимо добиться максимальной узнаваемости, но не по фамилии, а по делам. Появление кандидатов на экранах телевизора и баннерах давно не гарантирует доверия людей. Будь то село или крупный город, нужно встречаться с максимально большим количеством людей, расположить их к себе, попробовать решить их человеческие проблемы. Кстати, задабривание народа продуктовыми наборами типа гречки и сгущенки давно не действует — это не электоральное орудие труда, это бантик на "упаковке" избирательной кампании".

Коллегу поддерживает и политолог Владимир Джаралла, который уверяет, что не стоит считать избирателя недалеким и всеядным: "Народ все чувствует. Подарки, конечно, никто не отменял, но если их дарит человек, который живет своим делом — это одно. Хуже, когда кто-то начинает обезьянничать и тоже ехать к людям с "благими целями" — они почувствуют неискренность, поверьте". Также политолог отмечает, что не стоит недооценивать сельского избирателя: "Здесь просто рекламой сыт не будешь. Выбор своего депутата для них — целый процесс. Сельчанин "просканирует" кандидата в два счета. Он может взять подарок, но проголосует за другого".

Реклама

А вот политолог Виктор Харабуга считает, что на голой харизме — без затрат — ничего не выйдет: "Прямой подкуп запрещен, но существует масса возможностей собрать голоса. Например, можно решать самые важные проблемы — такие, как крыши и дороги. И, конечно, не стоит раздражать людей и ездить на встречи в дорогих костюмах, на шикарных авто, да еще и в окружении свиты. Кстати, наши депутаты стали хитрее и в эту кампанию будут скромными. Народ уже понимает: если обещают все и сразу — значит врут".

ВЧЕРА — ВПЕРЕДИ, СЕГОДНЯ — В ХВОСТЕ СПИСКА

Эксперты целый год гадали, кого крымский политикум делегирует в Раду, однако прогнозирование оказалось делом неблагодарным. Например, Меджлис не получил ожидаемые два проходных места в списке "Батькивщины": лидер Мустафа Джемилев занял 12-ю позицию, а его зам Рефат Чубаров — лишь 111-ю. "Имеем что имеем, — говорит сам зампред. — Это решение — результат работы многих партий".

Реклама

Немало регионалов, еще весной развернувших активную работу на предполагаемых мажоритарных округах, попали в непроходную часть списка, которую в партии пока не обнародуют. Депутат Верховного Совета АРК Ольга Ковитиди, которой прочили победу на одном из столичных округов, комментировать решение партии считает некорректным: "У меня достаточно работы и в Крыму".