Харьков дают туристам в довесок

5 августа 2008, 18:10
Харьков впервые включили в главные туристические маршруты страны.

Дом Саламандры, фото А.Пайсова

Для Первой столицы это прорыв, ведь если ее и посещают туристы, то исключительно в довесок к достопримечательностям других городов. Но вряд ли иностранцы ринутся к нам.

Сейчас в Харькове работает около 300 турфирм, но залетные туристы в нашем городе — редкость. Дай Бог привезти за год 200 иностранцев — в этом году и того меньше, признается предствитель одной из турфирм Игорь Путилов. "Харьков нельзя назвать туристическим центром, потому что у него нет такого исторического и архитектурного потенциала, как в Киеве, Каменце-Подольском или Чернигове", — считает Путилов. А местные достопримечательности (главным образом, те, что в области — музей Репина, православные святыни Изюма, Краснокутский дендропарк) добавляют по традиции, оставшейся со времен Союза — исключительно в довесок к Крымским красотам или столичным маршрутам. Еще одна проблема для развития Харькова как перспективного туристического направления — отсутствие надежного транспорта. Иностранцы зачастую не могут к нам доехать, жалуются туроператоры, а те туристы (в основном — жители Германии и Франции), которые решили посмотреть конкретно Харьков, добираются к нам на перекладных — через аэропорты Донецка или Киева. Наслышаны иностранцы и о наших плохих дорогах, гостиницах со звездами, но без условий. Уровень экскурсоводов тоже отпугивает, они просто не могут преподнести город, считает Путилов. Чаще всего гиды показывают гостям Зеркальную струю, вторую по величине площадь Европы или Госпром. "Да о Зачепиловке можно рассказать так, что люди будут ею восхищаться!", — восклицает краевед Михаил Красиков. "Можно идти по Сумской и рассказывать, что в доме № 4 гостила Леся Украинка, а в доме Саламандры появился первый лифт и мусоропровод во всей Российской империи. В Харькове у каждого места есть история, просто нужно ее знать", — говорит Красиков. В Харькове много типовых проектов жилых и работных домов, которые строили в 19 веке. "В том же Днепропетровске их после войны практически не осталось. Чтобы их увидеть, архитекторы едут к нам из-за границы", — говорит директор Харьковского частного музея Андрей Парамонов.

Реклама

"ШКАТУЛОЧКУ" ЛИКВИДИРОВАЛИ
Подъезд дома № 44 по улице Мироносицкой в дореволюционном Харькове называли "шкатулочкой". Более ста лет назад здание расписали известные украинские художники Николай Самокиш и Сергей Васильковский. С тех пор "шкатулочку" перекрашивали и "по-совковому" реставрировали. Искусствоведы уверены: если подъезду вернуть былой вид, можно с гордостью показывать туристам.

Памятник украинского модерна построили в 1911 году — тогда он принадлежал Бойко, управляющему сахарозаводчика Харитоненко. Управляющий закупал картины для коллекции сахарного миллионера и был лично знаком со многими художниками. Когда управляющий разбогател, пригласил Васильковского и Самокиша в Харьков. В 30-е годы прошлого века, когда дом находился в ведомстве НКВД, на нем снесли стеклянный купол-башню, достроили несколько этажей и закрасили подъезд. Полотно с пейзажем работники ЖЭКа "ликвидировали". Сегодня в подъезде на стенах сохранились цветочный орнамент и лишь фрагмент картины.

"ЗАКРЫТЫЕ МУЗЕИ" ПОРА ОТКРЫВАТЬ
Харькову по количеству музеев не угнаться даже за Одессой и Черниговом, не то что за Киевом. Однако, кроме четырех официально действующих — исторического, художественного, литературного и музея Шульженко, у нас работает еще около 90 "закрытых" музеев. В них с улицы не попадешь, нужен предварительный звонок и пропуск, рассказал "Сегодня" директор музея Гризодубовых Виталий Власко.

Реклама

Среди малоизвестных, но очень интересных Власко отмечает музей Нацбанка. Собрание может удивить даже опытных коллекционеров — в музее есть коллекция национальных купюр и деньги разных эпох — бумажные и металлические. Среди "закрытых" музеев Харькова специалист отметил и музей скорой помощи, где можно увидеть не только скальпели 19 века, но и дореволюционные стетоскопы. А в музее заводов "Хартрон" и "Коммунар" собрана вся история промышленного Харькова.