Харьков Врубеля не вдохновил

4 июля 2008, 14:17
Художник время от времени наведывался в наш город, но атмосфера Харькова к созданию гениальных полотен его, увы, не подтолкнула.

О том, что Михаил Врубель на протяжении 13 лет бывал наездами в Харькове, сегодня напоминает лишь мозаичная фреска в доме на Энгельса, 13, или, как значился адрес до революции, на улице Рождественской, 10. Огромные павлиньи перья, причудливый орнамент из цветов и листьев и большеголовые змеи украшают фриз здания. Несколько лет назад во время капитального ремонта здания уникальную мозаику даже хотели соскоблить, но слава известного художника остановила строителей. И хотя авторство Врубеля искусствоведы окончательно не доказали, все-таки хочется думать, что гений любил харьковские улочки.

"Врубель для Харькова — это красивая легенда и небольшая доля реальности, которая эти мифы и питает", — рассказал "Сегодня" искусствовед Олег Коваль. Художник время от времени наведывался в наш город, но атмосфера Харькова к созданию гениальных полотен его, увы, не подтолкнула.

Реклама

Врубель начинает ездить в Харьков с 1883 года, когда его отец, военный юрист, получил здесь место службы. "Адрес домов, в которых жила в Харькове семья Врубеля, удалось установить, — говорит Олег Коваль. — Известно, что родители художника снимали комнаты на улице Немецкой (сегодня Пушкинская), в 36-м доме, и в переулке Классическом, 6. Причем последнее здание даже сохранилось. Семья занимала второй этаж, но из интерьера ничего не осталось".

В 1885 году Михаил опять наведался в Харьков. Чему был посвящен этот визит, неизвестно, возможно, лечению на Сабуровой даче. На протяжении тех лет, что семья Врубеля провела в нашем городе, отец художника все время пытался найти работу для сына. "Из переписки известно, что в 1886-1887 годах Врубель писал портрет купчихи-вдовы Хариной", — продолжает Олег Коваль. Задумывалась огромная картина, с аршин, гонорар тоже обещали приличный. Но, сделав несколько эскизов, работу Врубель не закончил. "В письмах к сыну отец сетует, что Михаил обещал-обещал, а работу так и не сделал, что госпожа Харина страшно недовольна". Спустя семь лет, в 1894-м, Врубель снова в Харькове — наведывается к родителям перед поездкой в Венецию. В этом же году отец художника, став председателем военно-окружного суда, снова хлопочет о заказах для сына и добивается, чтобы Михаилу поручили написать портреты деятелей городской думы Харькова. И в 1895 году живописец создает парадный портрет градоначальника Ковалева, но до наших дней работа не дожила.

Известно, что во время визитов в Харьков Врубель частенько бывал в опере на Рымарской. Мачеха великого художника была великолепной музыкантшей, и в доме Врубеля музыка звучала всегда. В 1896 году оперная певица Надежда Забела гастролировала в нашем городе с "Евгением Онегиным", исполняя партию Татьяны, художник слушал свою возлюбленную и музу, сидя в третьем ряду, рассказал Коваль. 1896-й — единственный год плодотворной работы Врубеля в Харькове. Тогда художник увлекся техникой мозаики в Абрамцевском кружке в Москве. "В этот период он, вероятно, получил заказ от мануфактуры Кулаковского для эскиза праздничного майоликового панно", — рассказал Коваль. Спустя много лет, в 1910 году, неизвестный автор воплотил эскиз Врубеля и сделал мозаику для здания на Энгельса. Искусствоведы убеждены: на здании воплощен врубелевский эскиз. "Рисунок, техника цвета и своеобразные "кристаллы" — все убеждает, что автором мозаики был именно Врубель", — заявил Коваль.

Реклама

Работы Врубеля можно увидеть сегодня в нашем художественном музее. Это набросок к портрету Надежды Забелы, орнамент, а также керамика и блюдо, изготовленное по его эскизам.

ЭКСПАНСИВНЫЙ, НО ПОРЯДОЧНЫЙ
На полотнах Врубеля то в образе Царевны-Лебеди, то светской львицы, часто можно увидеть лицо одной и той же темноволосой женщины. Музой художника была его жена, известная оперная дива Надежда Забела, любимая певица Римского-Корсакова, для которой композитор написал все сопрановые партии. Встреча певицы и художника была очень эмоциональной. Они познакомились в 1895 году на репетиции оперы "Гензель и Гретель" в Петербурге. "Я была шокирована, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя руку, воскликнул: "Прелестный голос!" Стоявшая здесь Татьяна Любатович поспешила мне сказать: "Врубель — человек экспансивный, но вполне порядочный", — вспоминала впоследствии певица. А 28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля.