Харьковчане шьют платья для вельмож и "попсу" для Голливуда

3 июня 2008, 16:31
Михаил Скоробогатов и Настя Миргородская десять лет придумывают костюмы разных эпох. Начиналось как хобби, а теперь мастера получают заказы со всего мира, начиная от музеев и заканчивая американской фабрикой звезд.

фото из личного архива героев статьи

Идея создавать средневековые костюмы появилась много лет назад вместе с увлечением ролевыми играми. Сначала "Берканар" шили одежды для себя и друзей. "Мы ездили на ролевые игры и одевали всех, кто хотел. Просто хотели, чтобы люди выглядели красиво и продавали "своим" костюмы очень дешево. Сейчас у людей стало больше денег, и они готовы платить", — рассказал один из участников творческого объединения "Берканар" Михаил Скоробагатов. Всего над созданием средневековых костюмов в дизайнерской студии трудится пять человек: модельер-дизайнер Настя Миргородская, ее муж Михаил, пресс-секретарь студии Катерина Сухарева и фотограф Виталий (брат Насти). Михаил поддерживает работу сайта, Катя договаривается с клиентами, а Настя разрабатывает идею и образ костюмов. Правда, на этом работа модельера Миргородской не заканчивается. Исторические одежды, равно как и обувь, шьют в обычных харьковских ателье, поэтому Настя неотлучно находится в швейной мастерской. Порой нужно не только проконтролировать, но и подсказать, как соединить те или иные фрагменты средневекового костюма.

СТИЛИЗАЦИЯ. Мы не занимаемся реконструкцией исторического костюма, настаивают дизайнеры. Реконструкция — это подробное воссоздание одежды или доспехов с использованием технологий, станков и материалов нужной эпохи. "Это невероятно дорогая ручная работа, которую заказывают серьезные этнические проекты или любимый ресторан Виктора Ющенко "Триполье". А мы делаем стилизацию — одежду по мотивам той эпохи — но так, что она выглядит ярко и привлекательно для современного человека", — рассказал Михаил. По его словам, самое дорогое — не материалы и работа, а идея и дизайн. И хотя студия существует уже 10 лет, костюмы от Берканара продаются всего четыре года. Сколько работ из-под карандаша художников вышло, авторы не берутся подсчитывать — счет уже идет на тысячи.

Реклама

Хотя именно индивидуальный заказ и помог добиться дизайнерам популярности, сегодня Берканар отказываются от единичных моделей в пользу массовых. Среди клиентов — организаторы тематических корпоративных вечеринок, а также магазины и рестораны, владельцы которых желают видеть подчиненных только в эксклюзивных одежках и готовы выложить за один костюм кругленькую сумму — как минимум, среднюю по городу зарплату за месяц.

Бывают заказы на 150 костюмов, а случается и на три, но действительно интересных, рассказали художники. "Все-таки мы стремимся заниматься дизайном, а не превращаться в швейную мастерскую", — отмечает Михаил. Однако в Харькове людей, готовых платить за эксклюзив, мало, тогда как в Киеве и за границей их гораздо больше. Поэтому львиная доля заказов, которые сделали Берканаров известными, приходится на заграницу: Великобритания, США, Канада, страны Европы и столицы Москва и Киев.

РЕТРО ДЛЯ ТУРИСТОВ. Невероятная популярность работ Берканар в Интернете привела к харьковским дизайнерам и заказчиков из Голливуда. "Нас нашла девочка из студии, которая делает make up для достаточно известных фильмов, к примеру, "Человек-паук". Эта студия создает для героев какую-то концепцию, маски, визаж, и девушка заказала нам в разработку несколько вещей — какие-то фантастические костюмы. На самом деле это был достаточно неинтересный и попсовый заказ, который, если честно, и не вспомнишь сразу", — рассказал Михаил.

Реклама

Среди работ, которыми харьковские дизайнеры гордятся, — создание костюмов для российских усадеб и дворцов, по маршруту которых, от одного поместья к другому, должен двигаться ретро-поезд с туристами. О существовании Берканар российские заказчики тоже узнали из Интернета. "Им приглянулись наши работы, и они предложили сделать нам костюмы для пяти усадеб из двенадцати", — вспоминает Михаил. По его словам, самым интересным проектом для дизайнеров стала московская усадьба в Нескучном саду, принадлежавшая графу Орлову-Чесменскому. "В те времена императрица Екатерина устраивала костюмированные балы по мотивам 15-16 века. И это реконструкция реконструкции — то, как выглядели в представлении екатерининских вельмож костюмы средневековья", — рассказал Михаил. Одним из самых удачных костюмов Михаил считает дамское платье, сотканное из двух половинок: черной и фиолетовой. В нем могла бы гулять по Нескучному наследница колоссальных орловских богатств — графиня Анна Орлова-Чесменская. Рассказывают, что красавица была "душою богу предана, а грешной плотию — архимандриту Фотию". Анна Орлова-Чесменская, как и ее отец, устраивала праздники в Нескучном и "щеголяла такою нитью жемчугов, которой завидовала сама императрица". "Платье получилось совершенно роскошное: огромные рукава до пола, песцовая опушка. Мы пошили таких платьев два, и для фотосессии пригласили сестер-близнецов", — вспоминает дизайнер.

Где черпает идеи для новых костюмов его супруга, Миргородский не знает — говорит, что Настя такой человек, который постоянно что-то творит. Любопытно, но шить средневековые платья для всех Барканаров — хобби, которое постепенно переросло в бизнес. В быту, несмотря на свою любовь к романтике, они предпочитают обыкновенную одежду.

ПЛАТЬЯ СПАСЛИСЬ ОТ УРАГАНА КАТРИНА

Реклама

Хотя фишка "Берканар" — исторические костюмы, клиенты дизайнеров не боятся заблудиться в эпохе. Родной брат Михаила Иван отдыхает в киевских ночных клубах исключительно в белом приталенном камзоле с опушкой, который носили во времена раннего Возрождения. После экстравагантного выхода в свет заказов на клубную средневековую одежду для киевского бомонда стало очень много.

Впрочем, желание выглядеть эксклюзивно не может остановить даже Атлантический океан. Несколько лет назад "Берканар" через Интернет разыскала жительница США Изабель. Классическая испанка, которая чудесно, хотя и с сильным акцентом, говорит по-украински, во время путешествия по Восточной Европе заехала в Харьков и заказала дизайнерам два пальто в русском стиле – белое и красное. Для верхней одежды авторы подобрали невероятно дорогую и красивую французскую парчу и тесьму, благо Изабель не скупилась. Только на пошив одного пальто пошло ткани, тесьмы и меха на тысячу долларов. После возвращения в США клиентка продолжали общаться с дизайнерами. Вдруг с девушкой прервалась связь. "Мы забеспокоились, мало ли что. И тут через месяц она написала, — вспоминает Михаил. — Изабель жила в Новом Орлеане, и ураган Катрина смыл ее дом просто в океан. И когда началось наводнение, девушка спасла "самое ценное", как она сама написала, — своих трех собак и наши два пальто".