Харьковчане запустили в небо самолет для Ливии

23 ноября 2008, 15:09
Ливийский АН прошел первые испытания, через пару месяцев его передадут заказчику.

Харьковчане запустили в небо самолет для Ливии, фото А.Пайсова

Впервые за последние три года на харьковском авиазаводе — испытания самолета. Несмотря на дождь, вчера днем долгожданный АН 74ТК-30 VIP-класса взмыл в небо и, сделав несколько виражей, приземлился. Еще три года назад харьковским авиастроителям его заказало АН управление гражданской авиации Ливийской Арабской Народной Социалистической Джамахирии. Три года вместо трех месяцев ждут самолет в Ливии. Только на днях его спустили со штапелей.

С утра работники и руководство завода с замиранием следили за маневрами новой машины. Сотрудница ХАЗа Лидия, которая все эти годы трудилась над сборкой новой машины, даже молилась, чтоб самолет мягко взлетел. Никаких примет на испытания у ХАЗовцев нет, но работники говорят, что испытание в туманный и дождливый день — куда надежнее, чем при ясной погоде. После первых заводских испытаний салон оборудуют пассажирскими креслами (пока салон без начинки), а в самом начале 2009-го передадут заказчику.

Реклама

ПРОСЯТ ДЕНЕГ Новый самолет стоил ХАЗу немалой крови. "Четыре года люди получали зарплату, но три года в небо не взлетал ни один самолет, поэтому все звенья разучились работать, а за последние полтора года уволилось больше тысячи рабочих. Поэтому пришлось даже просить людей у Киевского завода", — сообщил директор ХГАПП Анатолий Мялица. Кроме того, за несколько лет накопился долг в 750 млн гривен за комплектующие. В результате даже Нацбанк внес авиазавод в группу риска и отказал в кредите. Два двигателя для ливийского АНа дал Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова — в счет будущих доходов нашего предприятия. О том, какова общая стоимость долгосрочного самолета, сейчас даже не говорят.

Сейчас Анатолий Мялица просит у правительства 100 миллионов, чтоб выполнить уже существующие заказы — по паре пассажирских крыльев для Лаоса и Египта. Через два года, обещает бывший министр промполитики, вернут государству в 10 раз больше — миллиард, выполнив дюжину заказов. Заказы есть, но нет денег на их реализацию. "9 долговых самолетов", — говорит Анатолий Константинович и обещает, что если государство выделит хотя бы 400 миллионов гривен, в следующем году харьковчане смогут завершить строительство по меньшей мере трех самолетов. Без помощи государства ХАЗ, который раньше выпускал по 5-6 самолетов ТУ-134 в месяц, сможет разве что держаться на плаву — поставлять комплектующие для самолетов в Иран и еще кое-что по мелочи.

МОДЕЛЬ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ
Новый самолет Ан-74 ТК-300Д — модернизированная модель Ан-74, который производят на заводе уже более 20 лет. Новый самолет рассчитан на 22 пассажирских места. Заказывая VIP-самолет, ливийцы ориентировались на тот, который харьковчане собрали несколько лет назад для украинского правительства.