Харьковчанин коллекционирует электричество

18 мая 2008, 20:25
Инженер Николай Синица собрал полсотни раритетных электросчетчиков: дореволюционных, сталинских и "бандеровских".

фото О.Денежки

Реклама

Коллекционировать счетчики Николай Синица начал более тридцати лет назад, когда стал работать электромонтером. "Я тогда ремонтировал счетчики у людей и обратил внимание, как много существует моделей – и все разные. Чаще всего приборы явно устаревшего образца, запчасти к которым уже не выпускались, мы списывали и отправляли в утиль. Однажды я подумал: ведь мои внуки так и не увидят этих диковинных устройств. А может, их скоро и вообще не будет. Вот я и решил сохранить их для потомков – стал забирать домой. Пусть незначительная, но примета времени", — говорит Николай Павлович. Через пару лет в его квартире собралось уже больше десятка счетчиков — и советских, и заграничных. Сначала электромонтер хранил всю коллекцию дома. Когда переехал на новую квартиру, даже вывесил их на стену. Но очень скоро взбунтовались домашние: это ведь не марки – и потяжелее, и явно объемней. Тогда пришлось перевезти коллекцию на работу — в Харьковоблэнерго. Там сначала сделали было стенд, но при переезде в новое здание чуть ли не треть коллекции потерялась: "До сих пор об этом жалею", — вздыхает коллекционер. До сегодняшнего дня он не пропускает ни одного редкого или старинного экземпляра.

СТАРИНА. "Эти счетчики — как история страны. Я вообще удивляюсь, сколько в Союзе в то время было установлено заграничных счетчиков — самых разных конструкций. После войны — да и в 1970-х, когда я начинал работать — эти приборы были в дефиците. В селе, например, их вообще долго не устанавливали. Поэтому люди, переезжая, счетчики увозили с собой и передавали их почти как реликвию — оставляли детям и внукам", — рассказывает Синица. Например, один из старейших экземпляров его коллекции – счетчик Петербургского электротехнического общества 1890 года. Николай Павлович снял его в коммуналке на Пушкинской лет тридцать назад. Хозяйка одной из комнат привезла его с собой из Ленинграда: он достался ей в наследство еще от бабушки вместе с комнатой в такой же коммуналке – только ленинградской.

Дореволюционных экземпляров у Николая Павловича несколько. Есть русские, немецкие, австрийские. Вот, например, самый первый советский счетчик — ленинградского производства. Еще в первые годы советской власти в СССР завозили большое количество немецких счетчиков фирмы "Сименс Шукерт". Это результат раппальского мира, когда Веймарская республика одной из первых в мире наладила экономическое сотрудничество с СССР. В том числе и этими счетчиками немцы расплачивались за советское продовольствие, которое Союз поставлял в Германию — она тогда находилась на грани голода и экономического краха.

Реклама

ТРОФЕИ. После войны в СССР хлынул поток трофейного имущества. "Помните, как Высоцкий пел? Про свое детство?" – Николай Павлович напевает строчки известной песни про детей войны. — "Трофейная Германия, трофейная Япония"... Ну, японского у меня ничего нет, а немецких, польских, чешских, венгерских счетчиков очень много. Есть разные конструкции, но вот что интересно: часть из них, причем значительная, были как автоматы газировки: с отверстием для монет – монетоприемником. У меня их 15 разных типов. Очевидно, в большинстве стран до войны была распространена система предоплаты: сколько кинул денег, столько и получил электричества. У нас, конечно, эту функцию отключали, и они работали в режиме измерения".

Интересно, что и в Союзе тоже пытались ввести систему предоплаты электричества в начале 80-х и даже ограниченным тиражом выпустили такие счетчики. Они есть в коллекции Николая Павловича. Как он вспоминает, в Харьков тоже поступало 2 или 4 десятка таких экспериментальных образцов. Их даже устанавливали потребителям. Но эксперимент оказался неудачным, система не прижилась. Сначала их переключили в обычный режим, а потом вообще заменили.

ОТ ЕВРОПЫ ДО КИТАЯ. Есть в коллекции Николая Павловича и экзотические приборы. Внешне они мало отличаются от других моделей, но имеют необычную родословную. Николай Павлович берет в руки счетчик с иероглифами на панели и стеклянным корпусом – китайский: "Я снял его где-то в частном секторе, в 80-х, у семьи переселенцев из Китая. Тогда на наших заводах работали китайские и вьетнамские рабочие. Некоторые оставались жить в Харькове и перевозили сюда семьи. Те, как видите, ехали к нам вместе со своими счетчиками".

Реклама

Сегодня у Николая Павловича есть почти все, с чем могли столкнуться работники энергопредприятий в нашей стране за эти годы. Но останавливаться на достигнутом он не собирается и продолжает фиксировать историю "для внуков". Для него история — это коллекция привычных, но таких, оказывается, необычных приборов, как электросчетчики.