Харьковчанин отсудил у Кабмина кресло

2 марта 2010, 18:32
Управляемое кресло для детей-инвалидов чиновники сравнили с троллейбусом.

Юлия Матюшенко с мамой, фото В. Матюшенко

Харьковчанин в суде доказал, что его дочке-школьнице, которая передвигается в инвалидном кресле, должны выдать коляску с электроприводом. На днях Окружной административный суд Киева признал незаконным Постановление Кабинета министров №1015 от 12.11.2008 г., согласно которому дети до 14 лет с проблемами опорно-двигательного аппарата не имеют права получить от государства коляски с электроприводом. В этом году девочка пошла в первый класс, добираться до школы с углубленным изучением языков Юле приходится на обычной коляске, в которой крутить колеса нужно, прикладывая немало физических сил. При хорошей погоде на дорогу от дома до школы у малышки уходит полчаса, в слякоть и гололед — дольше, да и без посторонней помощи не проедешь, поэтому школьнице всегда нужен компаньон.

Получить самоходное кресло для маленькой Юли, которая уже несколько лет страдает от спинальной мышечной атрофии, семья Матюшенко решила два года назад. "Мы тесно общаемся с иностранными семьями, у которых похожие проблемы. Чтобы социализация ребенка проходила легко, мы решили, что в пять лет пересадим Юлю из обычной инвалидной коляски в кресло с электроприводом. Оно позволяет ребенку двигаться в нужном направлении, он становится более независимым от родителей, таким деткам проще общаться со сверстниками. В Европе все дети передвигаются на подобных", — говорит отец девочки Виталий Матюшенко.

Реклама

Когда родители подали документы на получение новой коляски, в социальных службах лишь разводили руками и говорили, что ребенок может создать аварийную ситуацию на дороге, поэтому кресло Юле не положено. Через время из стен Кабмина вышло постановление, согласно которому детям младше 14 лет ездить в колясках с мотоприводом запретили, семье Матюшенко отказали уже на законных основаниях. Тогда Виталий и взялся отстаивать права не только своей дочки, но и сотен украинских ребят, которые прикованы к инвалидному креслу. Обращения в общественные организации и даже к украинскому омбудсмену Нине Карпачевой не принесли результата. Помогли харьковчанину в решении вопроса правозащитники, руководитель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров лично курировал этот вопрос. Заручившись поддержкой Хельсинской правозащитной группы, решили идти в суд, в ответчиках значился Кабмин. Как вспоминает адвокат истца Вячеслав Якубенко, представители правительства настаивали: кресло с электроприводом можно приравнять к троллейбусу или электромобилю, управлять несовершеннолетним такими колясками нельзя: дети-инвалиды могут создавать опасные ситуации на дорогах. Спустя год заседаний и слушаний постановление признали недействительным.

Суд решил, что отписка из Кабинета министров нарушает права детей-инвалидов на реабилитацию и даже Конвенцию ООН "О правах инвалидов". Маленькая победа уже в руках семьи Матюшенко, однако отец Виталий говорит, это лишь полдела. Юристы Кабмина могут подать апелляцию в десятидневный срок на решение суда. Но, по словам адвоката, этого вряд ли стоит бояться: даже на суде представители правительства не привели мало-мальски разумных доводов, чем опасен ребенок в электрокресле. Теперь семья Матюшенко снова будет подавать документы и становиться в очередь на получение управляемой коляски. После суда правом на это могут воспользоваться еще одиннадцать несовершеннолетних харьковчан с диагнозом "спинальная мышечная атрофия". Чтобы купить детское инвалидное кресло с электроприводом самостоятельно, родителям нужно иметь 15—25 000 гривен.

Вице-мэр по гуманитарным вопросам Игорь Шурма говорит, что для управления подобным креслом нужны определенные навыки. "Я не уверен, что малолетних детей можно садить в эти кресла и быть уверенным за их безопасность", — говорит Шурма.