Харьковские промышленные гиганты утратили былую силу

8 сентября 2011, 08:17
Велосипедов сейчас делают за два месяца столько, сколько за одну смену в 80-е, а танков готовы собрать 49 за два года, хотя раньше выпускали 100 за месяц

С развалом СССР большим заводам пришлось перепрофилироваться, подстраиваясь под новые требования рынка. Фото nevsedoma.com.ua

Харьков до сих пор гордо носит звание промышленного гиганта, хотя за последние 20 лет первая столица Украины утратила былые мощности. Некоторые заводы давно умерли, какие-то мучаются в предсмертной агонии, отдельные, пережив клиническую смерть, начали подниматься.

Сегодня статистику о том, что в первой половине 1980-х с конвейеров харьковских заводов сходило 15% всех тракторов, выпущенных в СССР, 20% крупных электромашин, 60% дизелей для магистральных тепловозов, 33% паровых турбин, 100% турбин для атомных электростанций всего Советского Союза — вряд ли кто помнит.

Реклама

На виду — опустевшие цеха заводов и безработные рабочие. Харьков стремительно теряет десятки промгигантов, среди которых заводы "Серп и Молот" и "Кондиционер", который оборудовал вентиляцией все метрополитены страны и холодил воздух в Кремлевском Дворце съездов.

На многих экс-промгигантах за месяц выполняют ту работу, которую раньше делали всего за 1 смену. К примеру, раньше сотрудники завода Малышева могли собрать сотню танков всего за месяц — сейчас готовы сделать 49 машин за 2—2,5 года (заказ для Таиланда).

Харьковский велозавод, посадивший на два колеса весь СССР, выдавал по миллиону новеньких велосипедов в год, и этого не хватало. Теперь завод пытается заработать на аренде, велосипеды делают изредка.

Реклама

"Сейчас на заводе осталось около 500 людей. За несколько месяцев сделали 2000 велосипедов, теперь сидим без работы, а ведь еще лет 10 назад всего за смену с перекурами собирали 1500 двухколесных", — вспоминает сборщик Виталий.

На ХЭМЗе жалуются на отсутствие клиентов, которых потеряли с развалом Союза. "У нас нет диалога с Министерством промышленности, выиграть тендер на поставки весьма сложно, никто не заинтересован в развитии отрасли. Если раньше за месяц мы собирали 100 электродвигателей для шахт, то в этом году собрали всего 10, в основном, на Россию", — говорит главный инженер ГП ХЭМЗа Александр Гриневич.

Реклама

Чуть лучше обстоят дела у авиастроителей, для которых закончился период затяжного кризиса. За последние несколько лет ХАЗ спустил со стапелей крылатые машины для Ливии, Египта и Лаоса.

"На производственном училище снова начали обучать слесарей-сборщиков, надеемся, что молодые ребята, которые там учатся, пополнят наши ряды, ведь терять такое мощное предприятие нельзя", — говорит сотрудник авиазавода.

Промышленники признаются, что сейчас спрос на их продукцию упал в несколько раз.

"В Советском Союзе за пятилетку могли строить больше десятка атомных, тепловых, гидро- и пароэлектростанций, для которых необходимо было производить турбины, была колоссальная нагрузка, мы едва успевали. Но в отличие от многих предприятий, которые держатся на плаву, мы успешно работаем. На пять лет обеспечены заказами, поставляем турбины в Россию, Казахстан, Латинскую Америку, Индию и Китай", — рассказал почетный гендиректор ОАО "Турбоатом" Анатолий Бугаец.

Один из немногих, кто умудрился нарастить объемы, — "Подшипниковый завод", который в 1,5 раза увеличил мощность. "Мы разрушили монополию Европейской подшипниковой компании и являемся одним из крупнейших игроков на рынке", — говорит президент группы УПЭК, в состав которой входит завод, Анатолий Гиршфельд.

ВМЕСТО САМОЛЕТОВ — САНКИ И КРАВЧУЧКИ

С развалом СССР промышленным гигантам пришлось перепрофилироваться, подстраиваясь под новые требования рынка.

В 1990-е авиастроители выпускали знаменитые тачки-кравчучки, детские санки и коляски и даже газовые плиты. Из-за наплыва китайской аппаратуры, которая тут же хлынула в страну, 15 лет назад на заводе им. Шевченко закрыли линию по производству кассетных магнитофонов "Романтика".

Канули в лету и харьковские фотоаппараты "ФЭД", уступив место на полке дешевым "мыльницам". Завод им. Малышева пробовал перейти на бурошнековые комплексы для шахт, а Велозавод — оборудование для мыловаренных комбинатов.