Харьковское метро сокращается

13 ноября 2009, 11:26
До Нового года из подземки могут уволить 600 рабочих. Машинисты боятся за безопасность пассажиров.

Поезд, фото Ю. Тесленко

Харьковское метро избавляется от людей. Это вторая волна сокращения на предприятии за год. Но если за весь 2009-й из метро уволили 180 человек, то в декабре в одночасье больше шестисот сотрудников сократят. Причем под удар попадут те, кто ремонтирует вагоны, следит за путями. Машинисты поездов боятся, что это обернется катастрофой: несколько лет назад уже пытались сократить штат, спустя месяц техника посыпалась, для ремонта не хватало рук.

О готовящемся сокращении в метро говорить не хотят. Метрополитен подал данные о грядущих сокращениях в Центр занятости. Под удар попадают работники телемеханической и электромеханической служб, службы движения, сотрудники Московского депо. "В ноябре предприятие планирует сократить 488 человек, а в декабре — 138 человек", — говорит начальник отдела статистики Центра занятости Наталья Роменская.

Реклама

Слухи о тотальном сокращении метрополитеновцев ходят в подземке несколько месяцев. Связывали их прежде всего с покупкой автоматов, которые заменят десятки кассиров. Но потом даже рядовые сотрудники поняли: увольняют целые службы, чтобы создать частное предприятие, а точнее, акционерное общество. Рядовые сотрудники, всю жизнь проработавшие на стратегическом объекте, от этих планов в ужасе. Говорить официально они боятся, ведь работать в новую фирму возьмут не всех. "Все сотрудники недовольны, для нас это военная тайна, — говорит механик Сергей. — Служба движения станет службой эксплуатации, будет при метро, все остальные службы войдут в состав частного предприятия. Ни выслуги, ни больничных мы не будем получать. Увольнение будет проходить легко. Знаете, как у нас дела под землей решаются? Господин Мусеев сдал свой джип в аренду метрополитену, и теперь метрополитен платит и водителю, и за ремонт, и за бензин. Все законно, но все неправильно и за счет харьковчан, которые покупают жетоны", — сетует Сергей. Работа в частном предприятии выглядит для метрополитеновцев нерадужно. Механики говорят, о сокращении их проинформировали, пообещали некоторых взять обратно. Отказываться от работы в АО люди не торопятся: в кризис с их специальностью найти работу практически невозможно. Тем, кто перейдут, обещают вернуть премию, а сейчас ее никто не получает. Но скорее всего, эти деньги будут идти черным налом, налоги в горбюджет не пойдут.

Единственные, кто пока не пострадают, — машинисты и дежурные по станции. "Машинистов нельзя перевести к частникам, — говорит машинист со стажем Александр. — Часть документов, которые нужны для ежедневной работы, идут непосредственно в Министерство транспорта. Не могут эти бумаги быть негосударственными".

"ЭТО НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
У начальника подземки насчет увольнения — своя точка зрения. "Увольняем тех, кто не работает, — сообщил нам Сергей Мусеев. — Тех, кто не выполняет свои профессиональные обязанности". Информацию о создании АО или каких-либо других частных предприятий на базе метро начальник подземки не подтвердил. "Метро — это предприятие, которое априори не может быть приватизировано, — заявляет Сергей Зинятович. — Потому что это народное предприятие". Опытные машинисты боятся за безопасность движения. "Мы два года назад уже это проходили, тогда людей массово сократили, мы голодали, ходили с палатками на площадь, — говорит Александр. — Составы сыпались, страшно было выходить на смену. Нельзя с таким количеством людей, как они собираются оставить, проводить ремонт. Тогда всех сотрудников вернули назад".