Харькову вернули прошлое в лицах

6 июня 2008, 12:53
В Харькове издали альбом "Фотографы Харьковской губернии (1851 — 1917)", в котором собрана почти тысяча редких фотографий нашего города и людей, живших здесь больше века назад.

Вера Комиссаржевская, Алчевские, Иоанн Кронштадский, царская семья — лица великих имеют для историков и потомков не меньшую ценность, чем их биографические данные, уверены составители книги. Таких изображений в фотоальбоме почти тысяча. Их сделали двести пятьдесят фотографов, которые работали в Харьковской губернии с 1852 по 1917 год и сведения о которых, почти утраченные, были собраны, как сообщают авторы, буквально по крупицам. Альбом составлен как историко-биографический справочник, фотохудожники прошлого размещены по алфавиту. "Фотографии подбирались как наиболее показательные и яркие для данного фотографа, — говорит один из авторов Сергей Голота. — Но это в том случае, если их было много. А ведь после некоторых фотографов осталось совсем мало снимков, иногда — только один. И в этом случае мы, конечно, размещали все, что было. Есть, к сожалению, и такие фотографы, наследие которых мы не смогли отыскать — например, в альбоме нет ни одной фотографии Зайченко, который был очень известен в то время. Но мы не теряем надежду, что его работы найдутся, и мы поместим их в новое, дополненное издание".

"У людей в 19 веке были другие лица!" – утверждает один из авторов Аркадий Хильковский. Всматриваясь в старинные изображения светских дам, офицеров, гимназистов действительно попадаешь в незнакомый мир. "Это другая планета. Хотя это наши предки, но мы почти ничего не знаем о них", — замечает Сергей Голота. Он считает, что в нашей стране была утрачена связь времен и преемственность фотографии, в то время как в других странах эта связь бережно хранится: создаются музеи фотографии, один из которых автор видел в Мюнхене.

Реклама

САМОУЧКИ. Все фотографы прошлого — люди необычные и предприимчивые, рассказывают авторы альбома. Фотографировать в России в начале позапрошлого века нигде не учили, и почти все эти люди были самоучками: они не просто рисковали, начиная новое непривычное дело, но и полностью отдавали ему свою жизнь.

Так, например, известнейший харьковский фотограф Алексей Иваницкий, чьи произведений занимают в свежеизданном альбоме несколько страниц, стал фотографом по удивительной случайности. Он происходил из обнищавшего дворянского рода, в восьмилетнем возрасте потерял отца и мать и, закончив только четыре класса гимназии, пошел работать учеником немецкого фотографа. Очень скоро хозяин заметил в мальчике кроме замечательной работоспособности еще и большой, внезапно "прорезавшийся" талант к фотографии — и стал поручать ему самые сложные задания. А через несколько лет Иваницкий выкупил этот фотосалон и заслужил славу одного из наиболее признанных светских фотографов. Снимал он в основном великих и знатных людей и один из немногих был допущен к царской семье Александра III и Николая II. Хотя сам он никогда не был в Петербурге, но его приглашали для съемок встреч, когда царская семья останавливалась в Харькове на несколько часов по дороге в Крым. За свои снимки от царской семьи он получал не деньги, а дорогие подарки — например, бесценный золотой перстень с сапфиром, окруженным бриллиантами. А за уникальные снимки крушения царского поезда под Борками 17 октября 1888 года Алексей Иваницкий получил от монарших особ дом под Харьковом (в районе поселка Гайдары) и 27 десятин земли — это около 30 гектаров.

ВНУК. Полученную в подарок от царя усадьбу деда, которую много лет называли дачей Иваницкого, его внук, названный в честь деда Алексеем, передал Университету им. Каразина. Алексей Иваницкий-младший, к сожалению, не видел деда. Он родился после того, как фотографа расстреляли в 1920 году. Поводом для казни были его дворянские корни и подозрение в желании эмигрировать. Незадолго до выхода альбома внуку Иваницкого исполнилось 80 лет. Сам он — тоже живая связь времен. По его воспоминаниям, Харьков раньше был более зеленым, а реки — намного полноводнее. "Я помню, весной по реке Харьков шел настоящий ледоход, а на льдинах сидели собаки. В некоторых районах затапливало целые дома!" — вспоминает Алексей Иваницкий-младший. Хотя он не стал фотографом, но хранит множество фотографий и записей великого деда.

Реклама

ФОТО СОБИРАЛИ ДВА ГОДА

Материал для альбома авторы-составители собирали больше двух лет, используя собственные коллекции и фотодокументы еще почти тридцати коллекционеров. "Этот альманах — только начало! — уверяют создатели. — Этот альбом — как росток, который только посадили, и теперь будут новые и новые всходы, а материала хватит еще на несколько книг!"