Кладоискатели в Крыму находят скифское золото, немецкие награды и подлодки

22 марта 2014, 12:37
Охотники за артефактами зачастую сбывают их на антикварных рынках и в частные коллекции

Реклама

Крым — Мекка для "кладоискателей". Драгоценности копились в его прибрежных песчаных недрах с момента появления здесь первого беспечного отдыхающего, часто захмелевшего. А благодаря чудесам металлоискательной техники, наземной и подводной, сегодня доступны все виды украшений. Кстати, поиск золота как на суше, так и в море, уголовно не наказывается.

АЗАРТ. Первое свое золото крымчанин Александр Березин нашел, когда ему было пять лет. "Это был крупный мужской перстень, найденный на берегу, у моря, — рассказывает он. — С тех самых пор я и заболел "золотой лихорадкой". Парень признается, что больше всего ему нравится нырять в Николаевке. "Особенности Николаевской бухты таковы, что в нее стягивает все, что потеряно на других берегах, — поясняет он. — Хотя случайность — главный спутник при поиске драгоценностей. Нельзя думать о прибыли, везет тем, кто просто занят любимым делом".

Впрочем, такие водолазы не только балуются золотишком, они еще чистят морское дно от мусора и знают, где притаились снаряды времен ВОВ. Дайверы, для которых процесс ныряния не только удовольствие, но и способ заработка, с небольших глубин сметают все подряд — от каменных грузил до монет, ядер, штурвалов — на каждый товар найдется покупатель.

Реклама

Те, кому позволяет опыт и снаряжение, ныряют глубже и исследуют затонувшие суда. Например, на кораблях времен Крымской войны можно отыскать расписную фарфоровую посуду, за одну тарелочку коллекционеры дают от $100. Немецкие награды в хорошем состоянии с кораблей, затонувших во время ВОВ, идут от $50 до $800.

Но Березин таким не промышляет. Его слабость — драгметалл и камни — яшма, агат, халцедон. "Я даже дома в специальном агрегате золото плавлю, — с улыбкой признается он. — В будущем хочу стать ювелиром". А вот цель россиянина Юрия Наумова, который несколько раз в год приезжает в Крым на поиски, — монеты. Но находки случаются разные. "Однажды попалась скифская заколка. Это золото настолько древнее, что интересует историков, а не ювелиров, — рассказывает он. — Находил и современное: женский золотой браслет, сдал перекупщику за 2500 гривен".

В ГЛУБИНАХ. По данным "Черноморского центра подводных исследований", на дне Черного моря находится около трех тысяч объектов, которые представляют особый научный и исследовательский интерес. В первую очередь, речь идет об античных городах и кораблях разных эпох и государств.

Реклама

"Безусловно, Крым лидирует по степени разграбления подводных памятников, — говорит руководитель центра, археолог Сергей Воронов. — Большинство дайверов — нормальные люди, прекрасно понимающее, что нельзя по гаражам и частным коллекциям растаскивать наше наследие и достояние государства. Те же, кто все-таки это делает, больше не дайверы, а "металлисты", охотники за металлоломом, на котором можно заработать. Кто-то охотится за артефактами, чтобы сбывать их на антикварных рынках, в частные коллекции".

Сергей Александрович заверил, что и сегодня "Черноморский центр подводных исследований работает в штатном режиме. "Мы все усилия бросили на вопросы реставрации и консервации поднятых в прошлом году фрагментов подводной лодки Щ-216, — говорит он. — Артефакты исключительные, но и объем работы — гигантский. Рубка, например, находится в критическом состоянии. Увы, в связи с переходным этапом, финансирования пока нет. Спасаем ситуацию своими ресурсами".

"ЩУКА" СО ДНА ЧЕРНОГО МОРЯ

"Щука" — это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Великой Отечественной войны, серии X-бис проекта Щ-216. Лодка была заложена 23 июля 1939 года на заводе №200 в Севастополе, спущена на воду 30 мая 1940 года, а уже 17 августа 1941-го вошла в состав Черноморского флота.

Подлодка немало сделала для Победы. Выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток и один транспортный поход в Севастополь (3 суток). Совершила 5 торпедных атак, в которых одно судно потопила и еще одно повредила.

Затонула возле берегов Тарханкута в феврале 1944-го. Однако причины ее гибели не выяснены. Предположительно, потоплена 17 февраля 1944-го противолодочными кораблями UJ106 и UJ103.