Коллекционеру раритетов завидуют владельцы "Бентли"

30 июля 2010, 13:37
Харьковчанин открыл музей советских авто, на которых ездили шпионы и академики.

Коллекционеру раритетов завидуют владельцы «Бентли», фото Л. Полишко

Реклама

Шпионская "Волга", ЗИМ известного физика Льва Ландау, "Победа" Лифшица и "Чайка" зама Горбачева — коллекцию раритетных авто made in USSR собрал под одной крышей харьковский реставратор Дмитрий Сварчевский. Увлекаться машинами мужчина начал 20 лет назад, когда еще юношей проходил армейскую службу в гараже особого назначения КГБ, где к технике относились с трепетом. После развала Союза в страну хлынули иномарки, но Дмитрий остался преданным ценителем истории. Первой машиной в коллекции Сварчевского стал представительский ЗИМ. На таких авто ездила чиновничья верхушка. "Я приобрел эту машину в харьковской епархии, на ней возили владыку Никодима. После покупки меня вызывали на партсобрания и даже грозились лишить партбилета, дескать, авто слишком роскошное, но красная корочка члена КП до сих пор при мне", — поделился реставратор. В гаражном кооперативе на окраине Харькова разместились музей с раритетами и ремонтная мастерская. О своей коллекции, которая насчитывает около полусотни автодиковинок, Дмитрий рассказывает с нескрываемым восхищением. Отреставрировать успел лишь 14, ведь чтобы довести авто до первобытного лоска, нужно не меньше двух лет.

В дальнем углу музея-ангара стоит черный ЗИМ, на котором возили известного физика Льва Ландау. Машину с историей Сварчевскому помог купить случай. "Мы поехали смотреть авто по объявлению, в подсобное хозяйство при УФТИ, где в свое время работал знаменитый ученый. Машина стояла между трактором и сеялкой напрочь прогнившая — она почти вросла в землю", — вспоминает Дмитрий. Но 8 лет труда подарили ЗИМу новую жизнь — теперь в автораритете работает даже радиоприемник. По соседству разместилось авто академика Евгения Лифшица, которое продал зять ученого. Стоит здесь и "Победа" военачальника Александра Егорова. Черная и с виду непримечательная "Волга" тоже имеет свою историю. "Это машина, которую кагэбэшники использовали для погони. В салоне коробка-автомат, а для маскировки есть рычаг и педаль сцепления, чтобы никто не догадался о шпионаже. Да и двигатель здесь очень мощный, поэтому в багажнике лежит стальная плита весом 300 кг для балансировки", — рассказывает коллекционер. В очереди на ремонт — "Победа-кабриолет", на которой возили хорватского маршала Иосифа Броз Тито, и правительственная "Чайка" — в ней колесил зам Горбачева Владимир Ивашко. "Хочу найти "Жигули", которые отправляли на экспорт. Я в плане авто — большой гурман", — улыбается Дмитрий. Деньги на музей он зарабатывает реставрацией раритетов для настоящих ценителей. "Мои товарищи, которые на "Бентли" ездят, все время просят прокатиться на раритете", — хвастается Дмитрий.