Котлован в сердце Харькова заморозили

30 июля 2010, 17:36
"Европа". Вместо президентских номеров и вертолетной площадки — дыра глубиной 10 м.

Котлован зарос сорняками, фото Л. Полишко

Самую скандальную стройку Харькова законсервируют. Мечты о том, что к 2010-му в городе появятся первая подземная парковка, президентские гостиничные номера, выставочный зал на 12 000 кв. м, Дом посольств и представительств, торговый дом, по которому можно гулять, как по бульвару, и даже вертолетная площадка на крыше здания, — так и не стали реальностью.

Четыре года назад мегапроект многофункционального комплекса "Европа" презентовала компания с иностранными инвестициями "Харьков-Москва". Новый центр планировали разместить в самом сердце города на ул. Пушкинской, 2 — через дорогу от мэрии.

Реклама

"Помню, когда проект согласовывали на градостроительном совете, все архитекторы были против строительства паркинга на 2400 машин, ведь на узких улочках трудно было бы устроить развязку, да и строительство было уж очень затратным для того времени. Но застройщик Александр Дукер убедил всех, что сможет возвести и вертолетную площадку, и огромные торгово-офисные центры. Ему доверились и продали участок на склоне, а теперь мы видим лишь огромную яму", — говорит зодчий Игорь Лаврентьев.

Стройка на Пушкинской остановилась еще осенью прошлого года, дескать, в кризис банк-кредитор отказался финансировать проект, поэтому элитный центр замер на стадии вырытого котлована. Сейчас за высоким металлическим забором зияет огромная дыра глубиной в 10 метров, площадка заросла травой, строительные вагончики опустели — не слышно ни единого стука.

Глядя на долгострой, в мэрии вынесли вердикт: стройку заморозить до лучших времен, ведь сейчас она доставляет немало беспокойства коммунальщикам и жителям близлежащих зданий. В КП "Вода" возмущены: начальник предприятия Сергей Кадыгроб говорит, что проект строительства с ним не согласовывали, и уверяет, что если грунт не укрепить, он сдвинется и повредит водопроводные сети. В "ХТС" тоже недовольны: теплотрасса проходит аккурат вдоль бетонного заграждения, а значит устранить возможную аварию тепловикам будет сложнее.

Реклама

Немало хлопот доставляет стройка и автомобилистам, ведь уже больше года закрыто движение по переулку Короленко. Заместитель генерального инженера ОАО "Харьковметропроект" Николай Макеев, который готовил проект, успокаивает: котлован никуда не смещается, но вот срок службы грунтовых анкеров (временные бревна, которыми укрепляют стенки котлована до того, как зальют бетон. — Авт.) на исходе, поэтому яму лучше законсервировать. "Нужно установить контроль за состоянием водоотводов поверхностных и сточных вод в районе котлована и дорожного покрытия на улицах, прилегающих к нему. Кроме того, все аварийно-ремонтные бригады будут иметь доступ для обслуживания инженерных сетей, находящихся на территории строительства", — резюмировал вице-мэр Александр Кривцов.

Александр Дукер от комментариев о стройке отказался, но заверил нас, что "Европу" достроят, правда, точные сроки он сообщить отказался.

ДЫРА В ЧИТАЛЬНЕ
В 2009-м сотрудники библиотеки Короленко говорили, что стройка разрушает здание. По их словам, из-за котлована по соседству в стене книгохранилища образовалась сквозная трещина, которую пришлось задуть монтажной пеной. Сейчас строительные работы не ведутся, поэтому библиотекари не жалуются.