Коза-ностра по-одесски

3 июня 2008, 08:55
Тайное общество. В июне 1814 года три одесских купца решили освободить Грецию от турецкого ига и основали "общество друзей".

Тайна. При поступлении в "Филики Этериа" с неофитов брали клятву на библии и солидный денежный взнос

Три одесских негоцианта с греческими корнями, Николкос Скуфас, Афанасиос Цакалов и Эммануил Ксантос, вечером теплого июньского дня 1814 года за чашкой кофе фактически решили судьбу далекой родины – Эллады, основав тайное общество "Филики Этериа", что в переводе значит "общество друзей". Одесские греки затевали мятеж против турков, которые к тому времени превратили некогда независимую Грецию в одну из своих провинций. Первым шагом к освобождению Эллады стало вторжение в сопредельную Молдавию горстки авантюристов, навербованных членами тайного общества среди одесской босоты.

Конспирация для полиции

Реклама

Члены организации были разделены на 7 разрядов-степеней, непосредственно подчиненных друг другу по пирамидальному принципу. Задача у "побратимов", "рекомендованных", "переев", "пастырей", "архипастырей" и "посвященных", была одна – беспрекословно выполнять команды "начальников посвященных" – высшего звена тайного общества. Для посвященных был разработан тайный язык, членам организации выдавались своеобразные "членские билеты" организации. Любопытно, что текст в них был зашифрован, но любой нижний чин полиции при взгляде на "мандат" легко мог определить, что это – документ "Филики Этериа" – на нем красовалась огромная эмблема тайного общества!

Сведения о каждом
члене тайного
общества шифровались
в специальной книге

Реклама

МОЛДАВСКАЯ АВАНТЮРА. Для начала освободительной войны с турками была избрана Молдавия. Но любой революции нужен вождь и символ. Им стал потомок молдавских правителей Александр Ипсиланти, который, бежав от турецкого преследования, нашел пристанище при царском дворе в Питербурге. Потомок древнего княжеского молдавского рода, князь Александр Ипсиланти, послужил за веру, царя и отечество в 1812 году, стал генералом и лишился руки. Но мечты о потерянном молдавском престоле не давали покоя отставному генералу. Поэтому, когда эмиссары тайного общества "друзей" предложили ему сформировать добровольное войско и отвоевать "свое" молдавское наследство, генерал-лейтенант Александр Константиновия Ипсиланти сомневался недолго. Тем более, он уже больше десяти лет состоял в "Филики Этериа" и думал, что предложение одобрено свыше, самим государем-императором. По прибытии в Одессу князь получил в свое распоряжение более пяти миллионов франков – огромную по тем временам сумму. На эти деньги в считанные недели он сколотил "священную фалангу" из 500 добровольцев, польстившихся на высокие оклады в карманной армии одесских "друзей". Странное дело, но с оружием в руках большинство греческих колонистов бороться за свободу и независимость далекой родины не захотело, предпочтя денежное "участие". Поэтому большинство вояк "священной фаланги" составляли казаки, албанцы и молдаване. В конце февраля 1821 года "фалангисты" переправились через пограничный Прут и легко завладели Галацем и Яссами, а также несколькими другими небольшими городками. Вели себя при этом "революционеры" достаточно "раскованно". В Галаце они разгромили мусульманский квартал и нагадили в мечети, убив при этом местного муллу. Население было тут же обложено поборами на дело святой "революции". Одного из молдавских банкиров отловили и посадили в зиндан, приказав его семье немедля собирать выкуп. Александр Ипсиланти поселился во дворце и позабыв о далекой Греции, принялся устаивать приемы с балами и веселые пирушки.

Эйфория длилась недолго. Турецкие власти направили 15 тысяч янычар-гвардейцев в Молдавию, которые навсегда покончили с мечтой греко-молдавского господаря Александра Ипсиланти с мечтой о престоле. Рядовые члены "Филики Этериа", которые приняли участие в молдавской авантюре, были вырезаны до единого на поле боя, а Ипсиланти бежал в Австрию. Через 6 лет домашнего ареста в Вене греческого авантюриста выкупил Николай 1 и вывез в Россию...

Реклама

ОДЕССКИЕ ДРУЗЬЯ. Новое тайное общество одесские "друзья" обустроили по образу и подобию "вольных каменщиков" – масонов. К концу 1820 года в "Филики Этериа" целиком входила вся одесская греческая диаспора. Были открыты филиалы тайного общества в разных городах России и Турции. Почти все греческие эмигранты занимались коммерцией, поэтому организация обладала огромным финансовым потенциалом. Для грядущей революции закупались огромные партии оружия и снаряжения. "Друзьям" помогали многочисленные масонские ложи, столь распространенные на просторах Европы того времени. Также была налажена связь с греческими разбойниками – клефтами, которые партизанили потихоньку в горной части Эллады. Клефты грабили своих же соотечественников и резали турков под предлогом "революционной борьбы".

Среди рядовых членов "Филики Этериа" было распространено убеждение, что на самом деле тайным обществом руководит сам российский император. Подобным настроениям способствовало лояльное отношение имперских властей к греческим иммигрантам. Россия испокон веков воевала с южным соседом – оттоманской Турцией, и исподволь готовила "пятую колонну" – греческих карбонариев, публично не приемля идей греческой независимости. Неудача в Молдавии не сильно опечалила греческих заговорщиков. После молдавской авантюры "Филики Этериа" срочно переименовывают, что впрочем сути общества не изменило. В последовавшей немногим временем спустя освободительной революции в Греции, в первых рядах национальной армии шли руководители "Филики Этериа" из Одессы...

Длинные руки "одесских друзей"

Общества, подобные "Филики Этерии" возникали тогда повсюду, примером можно назвать итальянскую "Коза ностру" – "наше дело", изначально основанную для освобождения Сицилии от французских завоевателей. Методы борьбы у всех тайных организаций всегда были схожими – развитие широкой агентурной сети, подготовка тайных складов оружия, закулисные переговоры с заинтересованными политическими силами и финансовые взносы с членов национальных диаспор на "святое дело революции". Не отрицали "одесские друзья" и крайние революционные методы – убийства, шантаж и рэкет, хотя в отличие от сицилийских коллег прибегали к таковым достаточно редко. Одним из показательных "эксов" стало убийство в 1817 году грека Галатиса, который был арестован полицией по подозрению в причастности к тайному революционному сообществу. Грек был тайным эмиссаром в Петербурге от "Филики Этериа" и пытался навести контакты с графом Иоаннисом Каподистрией, бывшим на тот момент министром иностранных дел империи. Пылкий патриот родины предков, Иоаннис Каподистрия, ничтоже сумняшеся попросту предал опасного земляка царю Александру 1, доложив тому о тайном революционном обществе греков в Одессе. Над "Филики Этериа" навила угроза неминуемого разгрома! Но у одесских "друзей" руки были длинные и однажды утром Галатиса нашли в камере тюремного замка мертвым.