Кризис по-одесски – это "ромашки"

26 апреля 2009, 18:04
Одесситы называют финансовые проблемы цветочками и расстройством

Настрой. Одесситы ищут хорошее в плохом Автор М. Койфман

Последние полгода в наш обиход прочно втесалось слово "кризис". Оно на устах у всех — от депутатов до детсадовских воспитанников. Но мы не были бы в Одессе, если бы не нашли достойной замены этому "паразиту". "Сегодня" выясняла, как одесситы борются с "кризисом" и какими еще словами злоупотребляют.

"Это слово плохо влияет психологически, — уверен депутат горсовета Григорий Трипульский. — К счастью, очень многие люди в моем окружении стараются избегать слова "кризис". Как корабль назовете — так он и поплывет. Вот и не хочется, чтобы плохо плыл". А диджей-радийщик Дмитрий Олешко сравнивает слово, отождествляющее финансовые проблемы, с алкогольными напитками: "В эфире мы не имеем право употреблять такие слова, как "водка" или "пиво". Так же и с "кризисом" — его произносят, как правило, только в новостях. В противных случаях мы стараемся заменить его каким-нибудь каламбуром, к примеру: "временное помешательство фондовых рынков".

Реклама

Одесситке Алине Павловой настолько приелось слово на букву "к", что она взяла в библиотеке словарь синонимов и подыскала вариант по вкусу. "Намного интереснее слово расстройство, — говорит девушка. — Например, общемировое расстройство финансовой системы. Звучит?" А одесситка Светлана Мельник и вовсе употребляет безобидное слово "ромашки". "Гораздо веселее сказать, что наша фирма утопает в ромашках, нежели "у нас кризис", — шутит Светлана. Цветочный вариант "кризиса" и у "голоса "Черноморца", диктора телевидения Василия Ревенко: "Этого слова я не употребляю, избегаю его, потому что на каждом углу звучит, предпочитаю заменять его словом тюльпан, и слово красивое, и сам цветок".

А артист Георгий Делиев, напротив, считает, что заменять слово "кризис" не стоит: "Я это слово употребляю редко, но оно меня совсем не раздражает. Дело в том, что большинство людей настроены на страдание, они ждут, чтобы их кто-то обижал, и таким образом пытаются найти причины своих неудач не в себе, а в окружающем мире. Если избавляться от слова, то нужно избавляться от всех стереотипов, идти в лес и молиться Богу".

Воюют одесситы и с более "древними" словами-паразитами. "Как ни стараюсь, не могу избавиться от слова "блин", — жалуется губернатор Одесской области Николай Сердюк. А экс-главный архитектор Одессы Василий Мироненко признается, что часто перемежает свою речь словосочетанием "это вот". Жалуется и юморист Олег Филимонов: "У меня в лексиконе достаточно много таких слов. И откуда они появляются? Раньше говорил "значит", сейчас "как бы", ой, это ужасная история с этим "как бы"..."

Реклама

НЕ ЖМИТЕ НА "КУРОК"

"Заменять слово "кризис" "ромашками" — это тоже своего рода крайность, — считает психотерапевт Татьяна Гумницкая. — Таким образом создается некая иллюзия, а это может раздражать других людей. С другой стороны, крайность употреблять это слово в каждом предложении. Ведь сейчас слово "кризис" в нашей стране имеет свой смысл, много негативных ассоциаций. Я бы порекомендовала публичным людям быть поосторожнее с этим словом, потому что всех нас слова могут легко ранить. Например, человек слышит слово "кризис", а он потерял работу, у него заболел ребенок, ушла жена, и это слово может оказаться пусковым механизмом, который спровоцирует психологический срыв, депрессию, эмоциональные расстройства".

А вот начальник городского управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Владимир Мещеряков, после замечания священника уже пять лет как не "чертыхается". Депутат горсовета Лидия Голубенко и вовсе не страдает "паразитами": "Я так воспитана. Ну и я же профессор, филолог".