Квартира легендарной летчицы Гризодубовой: ручка управления истребителем и уникальное кресло-катапульта

23 февраля 2016, 07:21
В музее можно увидеть массу интересных вещей, связанных с историей авиации и космонавтики

С 1921 по 1965 годы в квартире №2 на первом этаже дома жила семья Гризодубовых. Фото: Сегодня

В старинном трехэтажном доме, расположившемся в одном из дворов улицы Мироносицкой, долгие годы жили люди, творившие историю харьковской авиации. С 1921 по 1965 годы в квартире №2 на первом этаже дома жила семья Гризодубовых, которую на века прославили отец и дочь — Степан и Валентина. Первый был одним из передовиков в авиации еще Российской империи, а также за собственные деньги построил три аэроплана в Харькове. А его дочь Валентина Гризодубова — легендарная летчица, которая стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза.

Сейчас экспозиция мемориального музея-квартиры Гризодубовых находится на реконструкции, которую начали после пожара на чердаке дома в 2008 году. Но даже в таких условиях в музее можно увидеть массу интересных вещей, связанных с историей авиации и космонавтики.

Реклама

Кресло-катапульта истребителя

Один из главных экспонатов музея — катапультируемое кресло КК-2 первого сверхзвукового советского истребителя МиГ-19. Это кресло спасет пилота, даже если ЧП произойдет не в воздухе. А доказать это удалось случайно: во время тестирования кресла в Прибалтике испытатель во время стоянки случайно зацепил ручку катапульты и вылетел из самолета. Пилот остался жив и даже получил орден за испытание военной техники, пусть и непроизвольное.

Реклама

Подпрыгивал,  но так и не взлетел

Точную модель самолета Г-1 с размахом крыльев около метра изготовили в ХАИ в середине прошлого века. Модель выглядит красиво, но ее прототип в свое время из-за веса так и не взлетел. Сам Гризодубов о своем первом самолете писал так: "Он резво бегал по полю ипподрома, подпрыгивал метра на два, но выше подняться не мог".

Реклама

Ручка управления с "активацией" оружия

В музее Гризодубовых на экспонаты можно не только посмотреть. При желании посетителям разрешат взяться за ручку управления самолетом и нажать на кнопки, отвечающие за различные функции истребителя, в том числе и за активацию вооружения. Также благодаря этому экспонату можно увидеть педали и небольшую часть механизма управления. К слову, в кабине самолета этот фрагмент не рассмотреть: его скрывают под обшивкой.

Столетние чертежи — по кадрам кинопленки

Особую ценность в музее представляют оригиналы чертежей, сделанных Гризодубовым. Один из них — аэроплана Г-1, датируемый 1909 годом и нарисованный на тетрадном листке. Этот летательный аппарат он строил по аналогу того, что получился у братьев Райт, а чертежи составлял с помощью купленной им кинопленки с кадрами полетов первых в мире авиаконструкторов. Есть в музее также оригиналы чертежей аналога "Фарман IV" — аэроплана с облегченным двигателем, и аналога самолета "Блерио-11".

Винты двигателя — руками гризодубова

Хранящиеся в качестве экспонатов винты, скорее всего,  — дело рук самого Степана Гризодубова. Один из них, винт двигателя "Рон" (на фото слева), был точно изготовлен в Харькове, и нашли его на свалке студенты ХАИ. Второй же, как уже доказано, сделал знаменитый харьковский конструктор в начале 1930-х, когда хотел превратить свой планер в маленький самолет. Но его планы нарушила Вторая мировая война.

Костюм защищал от перепада давления

Еще один важный экспонат музея — манекен в высотно-компенсирующем костюме, в котором поднимались в небо еще в 1960-е. В этот костюм подавали воздух от компрессора двигателя, и на больших высотах он сдавливал тело пилота, чтобы защитить от перепада давления. Вместе с костюмом на голову надевали герметический шлем, в который подавался кислород, чтобы пилот мог дышать.