Украинец построил подводную лодку, которая может делать фигуры высшего пилотажа (Фото)

16 июля 2012, 08:38
Одессит Василий Чикур свою будущую сумбарину увидел во сне

Изобретатель. Увидел свою будущую подлодку во сне, а теперь займется судостроением всерьез. Фото: А.Сибирцев

"Под водой я чувствую себя как парящая в облаках птица!" — с такими словами показывает нам свое изобретение — одноместную подводную лодку — 48-летний одессит Василий Чикур. Свою будущую сумбарину он увидел... во сне.

Подлодку "Чикур-1" Василий начал строить два с половиной года назад — после "опрометчивого" обещания, данного своим близким на собственном дне рождения. "Подняв бокал, заявил, что сделаю когда-нибудь вертолет и подлодку. С реализацией проекта не медлил — после "дня варенья" приступил. Я — человек слова. Сказал — сделаю", — смеется изобретатель, приглашая нас в мастерскую. Однако идея сделать "что-нибудь этакое, чего не делал до него никто", пришла в голову одесситу задолго до этого.

Реклама

"Свою субмарину я увидел во сне — это было очень реальное видение. Вещие сны снились мне и потом, в процессе создания подлодки — когда долго не давалась какая-то сложная задача, решение приходило ночью. Я просыпался и бежал на кухню, где за кружкой чая зарисовывал и конспектировал свои сны", — вспоминает одессит. Всю технологию строительства субмарины приходилось создавать самостоятельно. "До меня только один россиянин сам сделал подводную лодку, но у него совершенно другая субмарина. Поэтому всю концепцию и решения технических проблем пришлось придумывать", — поясняет Василий.

Субмарина. Корпус изготовили по образцу пивной бочки. Фото: chikur.com

Реклама

Некоторые производственные проблемы строительства подлодки Василий решил "по-одесски" — например, корпус субмарины был создан наподобие... пивной бочки. "Корпус варили мастера, которые раньше делали цистерны для пива и кваса. Но самым сложным оказалось создание прозрачного колпака пилота субмарины — пришлось делать специальную форму и отливку", — признался одессит. По подсчетам Василия, подлодка обошлась ему в кругленькую сумму в 100 тыс. гривен. "Чертежи делал для меня знакомый инженер. Я лишь рисовал ему эскизы", — рассказал изобретатель. "Со стапелей" мастерской подлодка сошла в начале лета 2012 года. Изобретатель повез субмарину на выставку в Киев и даже проплыл несколько кругов по Днепру. Но погружаться на реке одессит не решился — слишком мутная вода.

Погружение. Под водой время для пилота "останавливается". Фото: с сайта ICTV

Реклама

Сейчас за плечами у создателя подлодки — четыре погружения на одесских пляжах. "Одно из погружений заставило поволноваться моих друзей — под водой мне казалось, что все продлилось 10 минут. Когда "вынырнул", оказалось, что я был под водой полчаса", — вспоминает Василий. После каждого погружения изобретатель отвечает на кучу вопросов отдыхающих — подлодку приходится испытывать на одесских пляжах. Главный принцип, который Чикур воплотил в своей субмарине, — простота.

"В лодке два автономных двигателя, которыми я заодно и управляю судном. Они запитаны от тягового аккумулятора. А всплывает и погружается "Чикур-1" за счет приема в балластную камеру забортной воды. Когда нужно всплыть, включаю компрессор и выкачиваю воду обратно за борт", — поделился создатель подлодки. К слову, о безопасности Василий Чикур также позаботился: лодка может сбросить балласт за минуту — после этого субмарина тут же всплывает. "На крайний случай беру с собой баллон с сжатым воздухом и маску", — уточнил одессит. Интересно, что субмарина может выполнять под водой фигуры высшего пилотажа, вплоть до "мертвой петли"!

Создатель субмарины не имеет технического образования. В 80-х Василий окончил Одесское медицинское училище. В армии служил фельдшером в стройбате — в Группе советских войск в Германии. "После армии окончил юридический факультет Одесского университета имени Мечникова. И устроился работать в налоговую инспекцию. Но долго не смог там работать — зарплата была очень маленькой. И к тому времени у меня уже была семья". Сейчас у него 4 детей. Два маленьких мальчика и две старшие дочери. После налоговой инспекции изобретатель проработал несколько лет в банке, а затем стал частным предпринимателем — строит и продает агрегаты для прокладки подземных коммуникаций. После постройки самодельной субмарины, одессит решил всерьез заняться судостроением.

Не знают, как оформить лодку

По словам Василия Чикура, его субмарина может непрерывно двигаться под водой 2 часа! "Если взять с собой больше баллонов со сжатым воздухом, то время погружения можно увеличить до 10 часов. Скорость движения под водой — 6—7 км/час — я проверял по GPS-навигатору. Максимальная глубина погружения — 50 м, но я погружался на 8 м. Если взять дополнительный аккумулятор, можно проплыть более 50 миль" — рассказал изобретатель. Вес субмарины (всего 420 кг) позволяет ей стартовать с мелководья — ее просто заносят в воду. Однако построив и успешно испытав подлодку, одессит не может решить проблему регистрации своего "наутилуса": "В Морском регистре футболят меня в разные инстанции, не знают, как регистрировать такие плавсредства".