Лозовую уничтожат за 5 лет

9 августа 2009, 17:42
61-й арсенал. Кабмин не выделяет на утилизацию деньги — сроки отодвигаются

Реклама

Годовщину печальных событий на 61-м арсенале в Лозовой военные встречают¬ нерадостно: демонстрируют очаг взрывов и говорят, что денег на разминирование арсенала нет. Как, впрочем, и неясно, кто должен это делать: МЧС побаивается, готовы частные структуры.

О событиях августа 2008-го в Лозовой напоминает немногое. Разрушений в городе и близлежащих селах практически не видно: кое-где появились новые пристройки в частных домах; школы, которые находились недалеко от эпицентра взрывов, получили на вооружение новые пластиковые окна, которые даже в школах Харькова — редкость. А вот в жилых домах на Авиловке (район Лозовой возле военной части) вместо стекол на некоторых окнах до сих пор красуется пленка. По словам мэра Лозовой Сергея Литвинова, сначала ремонтировали самое необходимое, теперь в списке на ремонт выстроились около трехсот частных домов Лозовой. "Мы уже отремонтировали все здания соцкультбыта. Но нужно учитывать то, что разрушения по городу принесла ударная волна. Получилась встряска домов. Если дом стоял 40 лет и не трещал, а потом подпрыгнул, появились трещины. Я оценил своим взглядом то, что сейчас на артскладах, и могу сказать, что от прежней опасности осталось всего 10%".

Такого спокойствия нет у военных, на балансе которых числится артсклад. Они вроде бы сами не против быстрее завершить чистку арсенала, отдать территорию местному населению и забыть о произошедшем. Но если раньше говорили о том, что Лозовую очистят, то теперь сроки отодвигают аж на пять лет! "Срок, если говорить о полной ликвидации, три, а скорее всего четыре, а еще, скорее всего, — пять лет. Почему пять? Потому что сегодня решение не принято", — сказал главнокомандующий Вооруженных сил Украины Сергей Кириченко. Сейчас в технической зоне работают саперы, собирают снаряды: подсчитали, на каждом квадратном метре по 5—6 боеприпасов. Вывозить из арсенала пока так называемый остаток, который еще пригодится Вооруженным силам Украины, начали еще в июле. Тогда руководство "Укрзализныци" и командующий войск Южного оперативного командования генерал-лейтенант Петр Литвин договорились о бесплатных вагонах, которые и развезут опасный груз на другие арсеналы. В июле ушли 23 вагона (1106 тонн припасов). Железнодорожники обещают еще 24 вагона, но пока вывоз приостановлен. Во-первых, в Кировоградской и Одесской областях не готовы площадки для приема опасного груза из Лозовой, да и не может "Укрзализныця" постоянно обеспечивать бесплатными вагонами. Еще одна проблема, которую должны решить для расформирования Лозовского арсенала, — утилизация боеприпасов. Кабмин денег не выделил, да и с исполнителем пока не разобрались. Чистить арсенал могут как спасатели, военные, так и частные структуры. Последние уже сделали предложение лозовчанам, но во сколько обойдется их работа, пока остается тайной. "Первая проблема — это деньги, вторая — боязнь МЧС браться за эту работу, потому работа опасная", — сказал Сергей Кириченко.

Реклама

ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ НЕ ПОЗОВУТ: ГОСТАЙНА
Разминирование 61-го арсенала в Лозовой может затянуться и больше чем на 5 лет, уверен наш источник в ВСУ, ведь убрать территорию в 247 га нужно с большими деньгами и при поддержке специалистов. "Наши спасатели попросту не могут заниматься этой работой. Во-первых, у них нет опыта. Взяться за это могут только частники, ну а лучше всего справятся с этим заданием военные. У нас в стране есть всего 2—3 части, где служат высококлассные специалисты, которые знают все о разминировании боеприпасов даже с привязкой к армии. (Зависит от того, какие войска оставили после себя снаряды, чьего производства). Но работают они в основном за границей. У нас в стране эти спецы не согласятся работать. Получают там они 800 долларов в месяц, возможно, немного больше. Но их услуги стоят гораздо дешевле, чем иностранных саперов", — говорит наш источник.

Еще одна головная боль Харьковщины — 65-й арсенал в Балаклее, но он нужен вооруженным силам, а вот склады ракетного топлива в Шевченково армии ни к чему. Наш источник уверен, что в Минобороны не знают, что делать с горючим для ракет: "В стране дефицит специалистов и оборудования для утилизации топлива. Справиться с этим могут иностранцы. Но формула этого топлива своя у каждой страны, а приглашать иностранца, чтобы тот разложил формулу горючего, означает выдать государственную тайну".