Львовский мусор: как сойти с "мертвой точки" и не смешить людей

1 апреля 2017, 07:06
Мы расспросили экспертов, почему до сих пор не решен "мусорный вопрос" и что можно сделать, чтобы отходы окончательно не стали "брендом" города

Львов и его окраины. Фото: Т. Самотый, Facebook.com

Реклама

Львовским мусор за последние 10 месяцев стал проблемой едва ли не для всей страны и даже объектом для "черного" юмора. Последний полигон, отказавшийся принимать отходы из Львова, находится на Донбассе. Машины с отходами "выгоняли" из Тернопольской, Полтавской, Днепропетровской областей, водителей выбрасывали из авто, а грузовики разрисовывали "плохими" словами.

В решение "мусорной проблемы" не раз вникал президент Петр Порошенко, а премьер-министр Владимир Гройсман лично приезжал во Львов объявить о найденном земельном участке для строительства комплекса по переработке ТБО. При этом, любые заявления о будущем полигоне вызывают акции протеста со стороны местных жителей.

Руководство города едва справляется с вывозом отходов, площадки не убирают по две-три недели, а чтобы избежать вспышки эпидемий, мэрия уже предлагала объявить Львов "зоной чрезвычайной экологической ситуации", приостановить учебу в школах или остановить работу продуктовых рынков. Но, в то же время, с 7 апреля по 8 мая в центре города собираются проводить Пасхальную ярмарку, которая будет работать с 10.00 до 22.00. Это увеличит наплыв туристов, а вместе с этим – увеличение количества мусора.

Реклама

Но самое диковинное, что неубранный мусор потихоньку превращается в "бренд" города. По словам одной из жительниц Львова, она стала свидетелем, как туристы, заметив кучи мусора в районе ул. Зеленой, начали это фотографировать  со словами: "Смотри, вот он, львовский мусор". А после новости, что лоукостер Ryanair запускает новые рейсы из Львова, соцсети начали иронизировать, мол, таким образом, город сможет избавиться от мусора.

Фото: Facebook.com

Реклама

Сложно даже представить, что будет в городе с наступлением летней жары. Но, благодаря нашим экспертам, мы выяснили, выход из кризиса все-таки есть. Главное, разобраться, как использовать шанс "на выживание", и не ошибиться с решением.

Люди, не покупайте мусор, и не выбрасывайте все в одну кучу – эколог

По мнению эколога и координатора движения Zero Wastе Lviv Ирины Мыроновой, чтобы решить проблему отходов, в первую очередь, нужно меньше их производить, а то, что скопились, пускать на вторичное использование. И только самые непригодные остатки от отходов можно закапывать в землю.

"Нам некуда возить мусор, потому, что нет места под полигон. Но в Украине почти все полигоны по захоронению ТБО переполнены, и не соответствуют санитарным нормам. И в случае ЧП, как это произошло возле Львова, ни один областной центр не справится с отходами", – говорит Ирина.

По ее словам, в нашей стране может "уместиться" 250 – 400 специально-обустроенных полигонов, а насчитали уже более 6 тыс. официальных свалок, и почти 30 тыс. стихийных.

"Решение этой проблемы – это большое количество маленьких решений. Для начала мы должны думать о том, как эффективнее использовать ресурсы, повторно использовать вещи, возможно, меньше покупать, что-то брать на прокат, и обращать внимание на упаковки", – рассказывает Ирина.

По ее мнению, даже в малогабаритных квартирах можно сортировать мусор: отдельно органику, стекло, пластик, бумагу. В городе есть много пунктов приема вторичного сырья. И если сложно сбывать макулатуру самим, то можно через дворника людей, желающих подзаработать.

"Для органических отходов на площадке надо поставить еще один контейнер, или, как в Осло – сортировать мусор в пакеты разных цветов, по типу отходов. Их сбрасывают в один контейнер, но потом сортируют по цветам. Еще один пример: осенью почти 50% отходов составляет опавшая листва, но после некоторых "манипуляций" ее можно использовать как удобрение. В общем, надо брать конкретную часть отходов, и так составляем мозаику решений", – говорит Мыронова.

В Италии, по словам Ирины, есть такие общины, где каждый старается как можно меньше производить мусора, который невозможно переработать. Их рекорд – 53 кг мусора с человека в год.

Вот что можно соорудить из ненужных вещей. Фото: Facebook.com

"Поэтому мы должны понять: наш мусор никому не нужен. Старайтесь не покупать мусор, а то, что накопилось, отдавать на вторичное использование. Не поддается переработке, например, тонкий целлофан или вспененный полистирол – пенопласт, на котором в супермаркетах продают разные нарезки. Лично я ношу с собой в рюкзаке чашку для кофе, чтобы не использовать пластик, бутылку для воды и пакеты для покупок", – добавила Ирина.

Что касается старой одежды и обуви, то в ее можно сдавать в благотворительные организации по поддержке малоимущих людей.

"Во Львове организация взаимопомощи "Оселя" расставила по городу 22 контейнера и в прошлом году они собрали тысячу тонн вещей. Из них только небольшая часть из них ушла на переработку текстиля. Остальное пригодилось людям", – добавила наша собеседница.

На вопрос, а не лучше ли поддержать предложение львовского мэра и свезти весь мусор в Чернобыль, Ирина отвечает, что: "Это очень далеко, и с Чернобыля хватит того, что с ним произошло. Лучше всего там сделать заповедную зону".

Нам должны предоставить участок, который на все 100% готов к строительству полигона – мэр Львова

Мэр Львова Андрей Садовый уверен, что вопрос "куда  вывозить отходы" должен решаться только на государственном уровне.

"Государство Украина своими решениями закрыла существующий полигон в Грибовичах. Должна быть общая позиция областного совета, областной администрации и города. Они должны нам предоставить участок, который будет 100% готов к строительству там полигона. И это решение должно быть согласовано с населенными пунктами. Город самостоятельно не может решать вопросы за пределами города. Это не наша компетенция. Мы готовы за средства города обустроить новый полигон – и для Львова, и для области. Потому что это наша общая проблема", – говорит Андрей Иванович.

Каждый день, по словам Садового, Львов производит 600 тонн мусора. Поэтому нужно разблокировать "закрытые" для львовских перевозчиков полигоны, чтобы туда можно было вывозить мусор, хотя бы по 1-2 машины. Никаких длительных соглашений у перевозчиков с другими полигонами нет. Любая сделка, которую они подписывают, больше 3-5 дней не работает, потому что сразу люди выходят протесты.

"Решение проблемы обращения с ТБО – это проблема государства. У нас произошла техногенная беда, и мы просим, чтобы нам не мешали и дали возможность нормально работать и развиваться", – говорит мэр Львова Андрей Садовый.

Львов, улица Алмазная. Фото: Т. Самотый

Мэрия должна убедить людей, что строительство завода – это выгодно и безопасно

По мнению директора департамента развития и эксплуатации ЖКХ Львовской ОГА Назария Романчука, единственное, что решит проблему – это новый комплекс по утилизации твердых бытовых отходов, но, по непонятным причинам, львовская мэрия бракует все земельные участки, которые они предлагают.

"Мэрии надо собраться, и ехать к людям, в область, и объяснять, какая им будет польза, если рядом построят такое предприятие. Надо подписывать с населением социально-экономические соглашения, к примеру, что им построят школу, проведут электричество и т.п. Объяснить, что это будет не свалка, не такой же полигон, как был в Грибовичах, а современное предприятие. Там будут засыпать землей только то, что невозможно переработать", – говорит Романчук.

По словам чиновника, такая страна, как Швеция, скупает отходы даже у других стран, чтобы после их переработки получать тепловую или электроэнергию. Подобные заводы могут стоять в центре столиц и больших городов, а многоуровневые системы очистки не оставляют после себя даже запаха. Для Львовской области хорошо бы иметь хотя бы три подобных комплекса.

"Мы не можем до бесконечности придумывать для мэрии новые варианты участков, но такое впечатление, что им не предлагай – все не то. В первую очередь горсовет должен работать с тем, что есть. Мы не найдем безлюдный участок. Уже была угроза вспышки опасных болезней, и надо заниматься проблемой, а не убегать от нее", – добавил Романчук.

Иногда в центре города все-таки убрано. Фото: Т. Самотый

Надо строить мусороперерабатывающий комплекс, а следить за соблюдением норм могут местные активисты

"Мы потеряли много времени. Надо было решать проблему еще в июне-июле прошлого года: делать проект мусороперерабатывающего комплекса c сортировочной линией, площадкой для естественного разложения   органики (компоста), со скважинами  по дегазации,  и т.д. Параллельно нужно было проводить рекультивацию Грибовицкой свалки", – рассказывает Алла Войциховская, эколог международной благотворительной организации "Экология-Право-Человек".

В Украине 95% отходов идет на захоронение на свалки, а в странах западной и северной Европы большинство мусора перерабатывается, компостируется, сжигается. Например, в Швеции идет на захоронение около 0,7% от всего мусора. Мусоровозы там ездят на газе, который образуется из отходов, дома освещаются и отапливаются также с  той же энергии.  Если бы нам удалось, для начала, уменьшить захоронение на 20-30%, это уже хорошо

По словам Аллы, если при строительстве мусороперерабатывающего комплекса делать все по нормам -  никто не пострадает.  Например, в США, отходы, которые не подлежат переработке, захораниваются на свалках. Когда завершается ее эксплуатация, проводят рекультивацию, сверху свалку засыпают землей, накрывают пленкой, высаживают деревья. Фильтрат, который образуется, проходит через  очистне сооруженияя. Там же устанавливаются дегазационные скважины, изымается биогаз, вырабатывается электроэнергия, которую используют для освещения и отопления жилья.

Согласно строительным нормам, говорит эколог,   дно и бока  котлована для полигона ТО устилаются  глиной, потом идет пленка, затем засыпается мусор. Кроме этого, дно котлована должно быть выше на два метра от местонахождения грунтовых вод. Наше законодательство хорошо прописано в этом случае, только надо его соблюдать.

На Западе на свалках для отходов растительного происхождения отдельно стоят скважины, собирающие метан после их разложения. По словам нашей собеседницы, что-то подобное есть в Винницкой области. На мусороперерабатывающем комплексе установлено одиннадцать скважин, которые собирают биогаз, а инвестор-иностранец еще и финансирует местный бюджет. Подобное предприятие   строят и в Харькове.

Сжигать несортированный мусор – это дорого и опасно для населения Украины. Для этого нужны очистные фильтры стоимостью сотни миллионов евро. Например, очистные сооружения выбросов в атмосферу на мусоросжигательном заводе в Познани (Польша) стоят около 140 млн. евро. Ведь даже при температуре 800 градусов не расщепляются диоксины, фураны, полиароматические углеводороды и другие канцерогены. Ко всему – в Украине  ни одного контролирующего органа,  который мог бы следить за такими веществами у выбросах в атмосферу. 

"Думаю, что сегодня активисты, общественные организации и сознательные люди не дадут строить что-либо с нарушениями. Относительно строительства свалки, то должны быть выдержаны расстояния: 50 метров от лесопосадки, 200 метров от земель сельхоз назначения, 500 метров от жилищной и общественной застройки, 1000 метров от границы города", – говорит Алла.

Хотя те самые жители населенных пунктов, прилегающих к свалке Большие и Малые Грибовичи, Малехов, Збиранка, где горела свалка, по словам эколога, каждый год лакомились тем, что их детям дают бесплатные путевки на отдых, у них построили школы, народный дом, сделали новую систему водоснабжения, канализацию, дороги, освещение.  А теперь, после ЧП,  оказалось,  что там  массово болеют дети  и взрослые. И когда кто-то говорит о расширении Грибовицкой свалки, то, по словам Аллы,  это полный абсурд. 

 Надо убрать из проблемы политику и не искать выгоду

Больше всего от неубранного мусора устали рядовые жители Львова и, по мнению некоторых из них, часть вины за мусорный коллапс лежит на политиках.

"Надо убрать политическую составляющую из этого вопроса. А то выходит, что одна сторона обвиняет вторую в бесхозности и нерешительности, а вторая ее же – в безучастии. Кто-то делает на этом пиар, зарабатывает политические баллы, создает удобный имидж, другие, напротив, показывают силу и намекают, что нельзя обижать "старших по званию". А все очень просто: тем, кто причастен к мусорному вопросу – не ищите там личную выгоду, а просто сдвиньтесь с мертвой точки, и вы обязательно получите дивиденды, в т.ч. политические. В противоположном случае, кому-то надо уйти со сцены", – говорит 32-летняя львовянка Марина.

Подобная картина уже "достала" местных жителей. Фото: Т. Самотый 

Другой наш собеседник  уверен, что пока у нас не построили "европейского" комплекса по переработке мусора, надо договариваться с жителями сел возле Грибовицкой свалки, и ближайшие год-два, складировать мусор на том же полигоне, и параллельно, строить завод.

"Все это надо делать под надсмотром местных жителей, активистов, контролирующих органов. А у тех, кто больше всего выступает против, надо спросить, кто им за последние 5-10 лет разрешил строить дома и давал земельные участки вплотную к свалке", – добавляет Иван Ризнык.