Мадам-Стороженко ХХI века (ФОТО)

12 сентября 2007, 08:07
Едва проснувшись, хозяйка одесского семейства мчится на "Привоз" за свежим уловом — к колоритным продавщицам

Представить Одессу невозможно без "хозяйки рыбного рынка" мадам Стороженко. Тучная торговка на Привозе — литературный герой Валентина Катаева. Громадная, неприступная, каменная, с неизменной сигаретой в руке, сидела она на своей скамеечке и кричала: "Бычки! Бычки!..", да ругала местных мальчишек из-за плохого улова: "Так это не бычки, а воши! Тут разве есть, что жарить?". Мы отправились на рыбные ряды Привоза и на собственном опыте убедились, что "мадам Стороженко", о которой писал великий одесский писатель, существует и сейчас.

"И У МЕНЯ БЫЧКИ НЕ ХУЖЕ!". Как и сто лет назад, они стоят у прилавка, прячась за горами морских деликатесов. Отличительная особенность этих торговок — громкий голос, грязный фартук, испачканный рыбой, и все та же сигаретка в руках.

Реклама

"На Привозе я уже лет тридцать. Освоилась, — рассказывает нам тетя Надя (как две капли воды похожая на героиню Катаева). — "Белый парус" читала еще в школе, а Стороженко у нас даже памятник сделали. Говорите, похожа? Ну, а это плохо? Я тоже так покупателей зазываю, и у меня бычки не хуже! На рыбе я девятерых детей выкормила. Привоз — наша жизнь!"

За много лет работы на Привозе Людмила и Даша прославились как ранние пташки. В окнах домов только зажигаются первые лампочки, а они уже у лотка: моют прилавки, подносы, сортируют "свежину". "Впервые вижу город, где рыбу любят больше баранины. Благодаря этому, рыба спасла меня от нищеты в чужой стране. Сами то мы из Грузии," – призналась Дарья.

КЕПКА ВМЕСТО ШЛЯПЫ. 33-летняя Алена — одна из юных "мадам Стороженко" с Привоза. Она несколько осовременила образ литературной героини: шляпу с полями заменила на модную кепку, длинную клетчатую юбку — на джинсы. Но снова таки — испачканный рыбой фартук, сигаретка в руке и бычки.

Реклама

Наш вопрос, знает ли она "мадам Стороженко", Алена встретила неожиданно: "Девочки, вы слыхали – я двойник той каменой статуи в рыбном корпусе?" — крикнула она своих коллегам по "цеху". Через пару минут, разузнав, в чем, собственно, дело, Алена стала искать связь между собой и катаевской героиней: "Не знаю, может быть и есть во мне что-то от этой Строжанко. Какой крови у меня только не намешано. В роду были и болгары, и грузины, и поляки".

На Привозе Алена с 17 лет, сразу после школы. И снова, рыба — ее семейный бизнес. Муж ловит, а она продает: "Дело идет. Но, увы, вот недавно купили уже четвертую машину. Больше года с нами они не выдерживают — пропитываются рыбным запахом ну так, что невозможно больше на них ездить!" — жалуется Алена.

РЫБНОЕ МОЛОКО. Современные " Стороженко" уже не покупают бычки у мальчишек, работают напрямую с рыбаками. Вязку бычков они берут по 4 грн., а реализуют по 5-6. В зависимости от размера рыбешки. "Мадамы" считают своей основной миссией кормить одесские семьи морскими яствами. Они хорошо знают, что настоящий одессит впитывает вкус рыбы с материнским молоком. Первый аромат жареной вкуснятины разносится по одесским дворикам с восьми утра. В обед многие предпочитают перченую уху, а на ужин подойдут рыбные котлетки.