Мандрыковская: "Помним! Кто ответит?"

13 октября 2009, 07:16
Пострадавшие в этой трагедии добиваются справедливости — уже через билборды.

Напоминание о взрыве. За эти баннеры родственникам погибших пришлось побороться. Фото М. Скидановой

В Днепропетровске появились билборды с фотографиями детей, юношей и девушек, погибших при взрыве газа в доме на Мандрыковской, 127. "Помним! Кто ответит?" — гласит сопроводительная надпись. Таким образом жители взорвавшегося дома решили еще раз привлечь внимание горожан к своей беде. Сегодня исполняется ровно два года со дня трагедии, которая 13 октября 2007 года потрясла всю Украину. Мощный взрыв газа прогремел в десятиэтажке на жилмассиве Победа субботним утром. На улице шел дождь, поэтому большая часть жильцов были дома. Некоторые еще даже не успели встать с постели. Тогда под завалами рухнувшего здания погибли 23 человека, из них — 9 детей. 163 семьи остались без крыши над головой. Чем живут "мандрыковцы" сейчас и как проведут вторую годовщину страшной даты, узнавала газета "Сегодня".

По мнению пострадавших, город уже забыл о трагедии, поэтому они и пытаются с помощью билбордов напомнить об этом горожанам. "Это единственное, что я могу сделать для своей дочери теперь", — говорит Елена Кукла. В 2007-м ее дочка Настя только пошла в девятый класс. Они жили в другом районе Днепропетровска, и в доме на Мандрыковской оказались случайно. С вечера у них дома внезапно отключили воду и мама с дочерью решили переночевать у знакомых. Настя была очень рада, поскольку ночевать предстояло у близкой подруги Саши. До ночи девчонки просидели в интернете. Утром их мамы ушли на работу, а девушки еще спали. Больше дочерей живыми женщины не видели. "Я не знаю, как жить без нее, а вот Настины одноклассники уже редко вспоминают о моей девочке. Поэтому я хочу, чтобы один из таких плакатов повесили рядом со школой, где училась дочь", — говорит Елена.

Реклама

Оказывается, задумку с плакатами осуществить было непросто. Те, у кого погибли близкие, денег на акцию не жалели. Установка каждого плаката обошлась в 1000 гривен. Только вот рекламные агентства без объяснения причин поначалу от заказа отказались. Только через месяц несчастным родителям удалось все-таки разместить два плаката возле автовокзала. "Наверное, рекламным агентствам запретили такое размещать. И только одна компания не побоялась повесить наши билборды", — рассказывает Татьяна Троценко. У нее 13 октября 2007-го погиб 18-летний сын Богдан. К нему на кладбище мать ходит чуть ли не каждый день. На панихиду к месту трагедии она не пойдет. "Не хочу идти на место, где не стало моего единственного сына, лучше поеду к нему на могилу", — объясняет Татьяна. А вот папа погибшего Саши Процива вообще отказывается говорить о том, как удалось поставить щиты. "Родители добились, уже 9 плакатов разместили, а как, говорить не буду", — отрезал он.

Сегодня на месте трагедии побывает мэр Днепропетровска со свитой первых лиц города. Здесь же соберутся и пострадавшие. "Придут не все: многие не хотят переживать трагедию заново, поэтому решили обойтись поминками погибших в домашних стенах", — рассказывает Людмила Шаповалова, председатель домового кооператива.

ЗА КАЖДОГО ПОГИБШЕГО —500 ТЫС.

Реклама

Несмотря на амнистирование обвиняемых во взрыве, надежд на восстановление справедливости потерпевшие не оставляют. В ближайшее время они собираются подавать жалобу в Верховный суд Украины. "Шансов, что там нам помогут, мало, но надежда есть", — поделился с "Сегодня" адвокат потерпевших Дмитрий Поповский. По его словам, у многих из них уже просто опустились руки. Зато некоторые готовы дойти даже до Европейского суда по правам человека. Собираются "мандрыковцы" и получить деньги, которые им, согласно удовлетворенным судебным искам, должно ОАО "Днепрогаз". "Хоть государство и выдало им все компенсации, но ведь должны же виновные хоть как-то отвечать", — говорит Дмитрий Поповский. За каждого погибшего власти давали семьям по 500 тыс. грн. Утраченное имущество оценивали по-разному — от 7 до 80 тыс. грн. А вот на новое жилье потерпевшим дали по $2 тыс. за кв. м. Но некоторые до сих пор бездомные. Это те 5 семей, которые купили жилье в долгострое "Олимпик-2". Все они так и живут у близких, на дачах и съемных квартирах.