Мариуполь: как попасть из Донецка в город свободы

16 сентября 2014, 08:51
Жизнь в городе продолжается, словно и не было здесь стрельбы, взрывов, крови и погибших

   

Фото: А. Беркан

Реклама

Город Мариуполь в Донецкой области – это последний форт надежды жителей Донбасса и светлое пятно на сером фоне суровой реальности "ДНР".  Выехать из оккупированных городов области в "Марик", как называют приморский город многочисленные симпатики – это получить свободу, сняв наличные в банкомате, прикупив нужных лекарств для семьи в аптеках и пройдя по запруженным людьми улицам, где вооруженные мужчины в камуфляже не вызывают стойкого желания убежать подальше.

БЛОКПОСТЫ И ФАЗАНЫ

Доехать в Мариуполь по обычной трассе Н20 (она же "аш два о") – дело полутора часов в мирное время. Сейчас же шесть разномастных блокпостов увеличивают продолжительность поездки на 30-40 минут.  Боевики из различных формирований "ДНР" любят заглянуть в чемодан и в телефонную книжку, украинские силовики активно интересуются целью поездки. Был на нашем пути и блокпост без опознавательных знаков, но с людьми, имеющими характерный кавказский акцент.

Реклама

"В Мариуполь? Наверное, разведгруппа! – якобы пошутил один из них, явно наслаждаясь ужасом в наших округлившихся глазах. – Да езжайте уже, не бойтесь!"

Совет: перед поездкой по трассе Донецк – Мариуполь примите что-нибудь легкое успокоительное, чтобы не особо реагировать на постоянно повторяющееся "Документы!", "Откройте багажник!", "С какой целью едете?", "Почему фото в паспорте не похоже?", "Вы сегодня пили?"… Привыкнуть к этому невозможно, а нервный срыв перед десятком людей с автоматами чреват грустными последствиями.

Между блокпостами на мариупольской трассе можно насладиться выбегающими на дорогу фазанами – нестрелянная охотниками в этом году птица расплодилась и обнаглела настолько, что от мчащейся машины не улетает, а вперевалочку уходит. На подъезде к "Марику" можно отдать должное гражданам-добровольцам, выкопавшим рвы и соорудившим блиндажи – все смотрится очень солидно и серьезно, врагу здесь явно не поздоровится.

Реклама

МЭРИЯ С ДЫМКОМ

Сам же Мариуполь, освобожденный от засилья "ДНР" 9 мая, уже почти полностью вернулся к привычному полусонному состоянию, разве что чувствуется легкое напряжение во воздухе из-за присутствия где-то неподалеку войск из соседнего государства. Но после опустевшего Донецка Мариуполь выглядит эдаким мегаполисом – здесь шумят машины, много людей, звенят все те же трамваи-"утюжки" оригинальной конструкции, придуманной 40 лет назад на вагоностроительном заводе в Челябинской области. Кафе на каждом шагу, музыка в супермаркетах и суровые автоинспекторы в ярких жилетах – жизнь в Мариуполе продолжается, словно и не было здесь стрельбы, взрывов, крови и погибших. Однако напоминание осталось: подкопченное пожаром типовое здание бывшего Мариупольского горсовета и почти разрушенный прицельным обстрелом дом, где располагалось управление внутренних дел города – по виду бывший особняк на Георгиевской улице.

Вход в мэрию опечатан, но мы по памяти восстанавливаем еще апрельскую картину. Вот три круга баррикад вокруг здания. Вот толпа плохо пахнущих боевиков на входе, а на площади перед входом – десятки пенсионерок с лозунгами и от руки написанными транспарантами. Вот второй этаж, где в коридорах и спят, и лечат раны, и кормятся террористы. Вот козырек над крыльцом, на котором в холодный апрельский день стоял бородатый мужчина с Библией в руках, молился и отказывался от еды. Говорили, жена три дня умоляла его спуститься – он не реагировал. Где ты теперь, воин? Как сложилась твоя жизнь? Ответа нет – только пустые окна со следами пожара вокруг безучастно взирают в небо.

Почему-то в этом месте города тихо, хотя и центр. Люди не хотят лишний раз проходить мимо мрачного свидетельства своей ошибки, вот почему. При этом нам точно известно, что уже есть проекты восстановления зданий как горсовета, так и милиции. Этим сейчас занимаются специалисты компании "Метинвест".

ХОЧЕШЬ МИРА? ГОТОВЬСЯ К ВОЙНЕ

Городскому управлению милиции Мариуполя досталось еще больше. Кажется, легче снести здание и выстроить новое, чем ремонтировать остатки. "Я хоть с милицией и не дружу, но мне жалко их до чертиков! – подходит к нам местный житель Андрей. – Тут был митинг, а потом эти пошли, а те пригнали БТР, а праздник же, 9 мая, и оно того… стреляло". Андрей путается в словах и эмоциях, говорит, что своими глазами видел, как горело управление и как пожарным долго-долго не удавалось загасить пламя. "Ну, оно ж и понятно, там немножко коктейлей Молотова побросали – вот и не могли потушить. А кто бросал? Ну, ребята с митинга, не милиционеры же".

Андрей машет рукой, мол, что есть – то есть. "Ничего ни от кого не жду, ни хорошего ни плохого, – философски замечает, к слову, пожилой сталевар. – Если опять начнется война – это будет уже конец всему. А мое чутье подсказывает мне, что что-то будет".

Поплевав трижды через левое плечо, уходим в смятении. Неужели у всех мариупольцев в душе такая же безысходность, как и у дончан? Подходим к красивому корпусу Приазовского государственного технического университета – там куча парней, как говорится, призывного возраста, но все студенты, все учатся.

"Безысходность? Нет, скорее, пока апатия, – рассказывает Владислав, студент факультета информационных технологий.  – После того как наш микрорайон Восточный разбомбили, ушло чувство спокойствия, стало как-то безразлично. Конечно, хочется мира и побыстрее, но кому верить? Все врут, и больше всех – политики!"

Студенты рассказывают, как вместе с другими горожанами вырыли окопы на въезде в Мариуполь. "Я не знаю, кого они остановят, но мы действительно верим в то, что город укреплен надежно", – говорит Антон с факультета автоматизации.

В штабе "Обороны Мариуполя" нам подтверждают: город готов отразить любое нападение, поэтому создаются не только окопы и блиндажи, но и дополнительные блокпосты.

 "Первая линия обороны расположена 20 километрах от жилых районов города. Именно она привлекает внимание вражеских артиллеристов и стрелковых подразделений, – рассказали в штабе. – Дополнительные блокпосты необходимы для исключения попадания к нам вражеских диверсионных групп, корректировщиков огня и т.п.".

Один из координаторов штаба Роман Соколов говорит, что на востоке и со стороны Донецка – действительно расположены силы ВС России. "Но в Мариуполе находятся два добровольческих батальона – "Азов" и "Шахтерск", очень много волонтеров, есть подкрепление тяжелой техникой, так что, думаю, мы выстоим", – уверен Роман.

Патриотический дух мариупольцев, как бы ни высокопарно это звучало, проявляется во всем. Весь город увешан украинскими флагами, столбы, ограждения на мостах выкрашены в желто-голубой цвет. При этом как минимум три памятника Ленину исчезли со своих постаментов, а изображение герба-трезубца стало любимым сюжетом местных мастеров граффити.

Украинский язык на радио и по телевизору слышится нами, дончанами с особой теплотой, при этом в списке телеканалов присутствуют и национальные, и местные, и российские, на выбор.  Ресторанчик с аутентичной украинской кухней пользуется успехом, как и вполне русские бани на побережье Азовского моря.

К слову, море теплое, и некоторые отдыхающие даже умудряются еще загорать под незлым сентябрьским солнцем. А экстремалы вроде нас, вместо того чтобы понежиться на пляже в районе морпорта, предпочли преодолеть 200 ступенек спуска к морю с Комсомольского бульвара – и столько же обратно.  Но открывшаяся красота песчаного побережья того стоит…